Обучение счёту и решению задач в младших. классах начальной школы

obuchenie schyotu i resheniyu zadach v mladshih klassah nachalnoj shkoly Обучение в советской школе

Обучение счёту и решению задач в 1 и 2 классах имеет целью вооружить детей определённым кругом знаний, навыков и умений, развить их логическое мышление, привить им навыки самостоятельной работы, приучить их к чистоте и аккуратности, развить их активность и творческие способности, способствовать коммунистическому воспитанию детей.

Обучение арифметике в младших классах должно вестись с особенной тщательностью и методической последов ательностью , так как каждая следующая ступень в обучении счёту и решению задач опирается на предыдущие: действия в пределе 20 сводятся к действиям в пределе 10, действия в пределе 100 — к действиям в пределе 20, обучение нумерации предшествует обучению вычислениям и т. д.

Исключительно большое внимание уделяется формированию в сознании детей ясных, чётких математических понятий. Образование точных понятий может быть достигнуто лишь на базе ясных наглядных представлений. Для лучшего усвоения детьми арифметических понятий следует поэтому широко применять наглядно сть , выбирая и применяя наглядные пособия так, чтобы с их помощью, постепенно переходя от полной наглядности к частичной, как можно скорее подвести детей к пониманию сущности того или иного арифметического действия.

Счётный материал, применяемый в качестве наглядных пособий, должен быть разнообразным, так как при этом условии более успешно протекает процесс обобщений.

Очень важное значение в обучении арифметике имеет развитие у детей навыков самостоятельной работы . В младших классах развитие этих навыков протекает в строгой методической последовательности с постепенным усложнением содержания и форм работы. Сначала заданное упражнение выполняется на классной доске под руководством учителя. Затем заданное упражнение разбирается в классе, после чего дети выполняют его в своих тетрадях под наблюдением учителя. И только после этого дети выполняют аналогичные упражнения совершенно самостоятельно.

Развитию математического мышления детей на данной ступени обучения способствует решение примеров различными приёмами.

Каждое арифметическое действие может выполняться с помощью нескольких приёмов. Возьмём пример на вычитание в пределе 20 с переходом через десяток: 16 – 9. Этот пример может быть решён с помощью ряда приёмов:

1)   16 9 = 16 – (6 + 3) = 16 6 3 = 10 – 3 = 7

2)    16 9 = (10 + 6) – 9 = 10 9 + 6 = 1+6 = 7

3)    16 9 = (16 – 10) + 1 = 6 + 1 = 7 и др.

Применение нескольких приёмов при решении одного примера даёт детям возможность лучше осознать зависимость между данными и результатами действия. Но в то же время оно может привести и к тому, что дети не усвоят прочно ни одного приёма. Поэтому при изучении каждого случая того или иного действия следует выбрать основной приём , наиболее лёгкий для детей и пригодный для ряда случаев изучаемого действия. Этот приём дети должны усвоить основательно, и только после этого целесообразно применять другие приёмы, всячески поощряя при этом тех детей, которые предлагают свои приёмы выполнения данного действия, что имеет важное значение для развития их инициативы, сообразительности, смекалки.

Для успешности обучения вычислительным приёмам важное значение имеет рациональный подбор примеров. Последние должны подбираться так, чтобы вычисления, требуемые при их решении, не затрудняли детей, чтобы учащиеся могли полностью сосредоточить своё внимание на изучаемом вычислительном приёме.

Лучшему усвоению нового приёма могут способствовать так называемые сходные примеры, которые решаются с помощью одного приёма и у которых к тому же имеется много общего в данных числах.

Возьмём случай вычитания однозначного числа из двузначного в пределе 100 с переходом через десяток. Если начать изучение этого действия с несходных примеров (положим: 32 – 5, 53 – 8, 61 – 9 и т. д.), то детям нелегко будет усвоить новый приём. Гораздо легче он будет усвоен, если начать со сходных примеров, предпосылая каждой группе таких примеров аналогичный пример на вычитание в пределе 20. Например:

2 – 2

12 – 4

52 – 4

14 – 6

34 – 6

41

– 2

81

– 2

92

– 4

74

– 6 и т. д

 

После решения сходных примеров можно перейти к решению несходных:

23 – 6; 45 – 8; 32 – 6; 81 – 5 и т. п.

Лишь после усвоения нового приёма можно перейти к решению смешанных простых примеров, требующих применения и только что изученного приёма, и ранее изученных, например:

28 + 40 32 – 9; 23 + 25; 64 – 8; 12 – 4,

и, наконец, к решению составных примеров, включающих новое действие в сочетании с ранее изученными, например:

41 – 4 + 12; 63 – 7 – 24 и т. п.

Если при решении примера или задачи дети имеют возможность ви – д еть данные числа, им легче выполнить задание, чем в том случае, когда они воспринимают числовые данные только на слух и вынуждены вследствие этого удерживать числа в памяти.

Учитывая трудности, какие представляет для детей слуховое восприятие числовых данных, следует в начале изучения нового вычислительного приёма записывать их на доске или использовать примеры из задачника. Выполнение же действия над числами, воспринимаемыми на слух, можно вводить лишь после того, как дети усвоят изучаемый приём.

Выполнение всякого вычисления состоит в замене действия над данными числами действием над другими числами, образованными из данных. Дети скорее поймут и усвоят, на какие части разбиваются данные числа и в каком порядке выполняются действия над полученными частями, если устное объяснение нового приёма сопровождать записью вспомогательных вычислений. Так, при объяснении случая вычитания в пределе 100 с переходом через десяток (например: 62 — 34) целесообразно устное объяснение его дополнить следующей записью :

62 – 34 = 28

62 – 30 = 32

32 – 4 = 28.

Для лучшего понимания особенности каждого действия и связей между ними и для развития мышления детей полезно практиковать решение примеров и задач, помогающих выяснению зависимости между данными и результатами действий, например: 3 х 6; 6 х 3; 18 : 3; 18 : 6. Этой цели может служить также параллельное изучение прямых и обратных действий, при котором каждый случай обратного действия (например, вычитания) изучается вслед за соответствующим случаем прямого действия (например, сложения).

Для того чтобы обучение начальной арифметике способствовало развитию творческих способностей детей, следует, наряду с решением готовых примеров и задач, упражнять детей в составлении своих задач и примеров с тем, однако, чтобы это не вело к нарушению систематичности преподавания.

Учитывая возрастные особенности детей семилетнего возраста, при изучении нового материала, в особенности при закреплении ранее пройденного, следует уделять большое внимание занимательным упражнениям и играм.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment