Обучение письму в первоначальный период проводится по следующему примерному плану:
1. Ознакомление с материалами и принадлежностями для занятий письмом.
2. Ознакомление учащихся с правилами посадки, положения тетради и положения ручки в руке, способами набирания чернил на перо ручки.
3. Упражнение в движении пальцев руки, сгибание и разгибание (упражнение «в воздухе» под счёт).
4. Письмо предварительных упражнений в виде дугообразных линий для развития движений локтевой части руки по дугообразному направлению.
5. Письмо предварительных упражнений в виде наклонных тонких чёрточек (упражнения в прямолинейном движении пальцев сверху вниз).
6. Письмо предварительных упражнений в виде комбинаций предыдущего материала как закрепление изученных движений локтевой части и пальцев.
7. Письмо предварительных упражнений в виде тонких чёрточек, идущих вбок (соединительные элементы), упражнение для развития бокового движения кисти руки.
8. Письмо предварительных упражнений в виде небольшой группы наклонных тонких чёрточек, идущих сверху вниз, в сочетании с соединительной чертой (упражнения для закрепления навыков в движении кисти руки и пальцев).
9. Письмо предварительных упражнений в виде толстых наклонных чёрточек (упражнение в равномерном нажиме на перо с соблюдением равной толщины линии на всём её протяжении).
10. Письмо предварительных упражнений в виде сочетания толстых наклонных линий с соединительными тонкими (упражнение в чередовании письма с нажимом и без нажима).
11. Письмо предварительных упражнений в виде овалов, написанных тонкой линией (упражнения в круговом движении пальцев «справа налево»).
12. Письмо буквы о (упражнение в круговом движении пальцев справа налево с постепенным усилением и ослаблением нажима на перо).
13. Письмо элемента букв в виде прямой ровной палочки с закруглением внизу (упражнение в чередовании ровного нажима на перо на 5/6 высоты с постепенным его ослаблением и поворотом в нижней части).
14. Письмо букв и, ш, о и а (закрепление навыков в письме элементов при их сочетании в буквы).
15. Письмо предварительных упражнений в виде тонкой волосной линии с петелькой внизу как подготовка к письму элемента букв д и м (упражнение в круговом движении пальцев в мелком размере).
16. Письмо этого же упражнения, но с заменой петельки точечкой.
17. Письмо букв д и м (закрепление навыков в письме элементов и движений кисти и пальцев).
18. Письмо слов на пройденные буквы: мама и т. п.
Письмо отдельных элементов и букв не должно быть продолжительным — в среднем не более 3 строчек каждого упражнения. В дальнейшем, по мере укрепления навыка, число таких упражнений должно сокращаться с тем, чтобы потом можно было перейти сразу на письмо слов.
Сначала элементы, буквы и слова учащиеся должны писать медленно, а затем, по мере усвоения правильного их начертания и закрепления приёмов письма, дети пишут под счёт, с постепенным ускорением темпа письма.
Письмо букв и слов во втором полугодии, согласно программе, должно проводиться по группам. Учитель выписывает на классной доске все буквы данной группы, обстоятельно и наглядно объясняет и повторяет с учащимися, из каких элементов состоят эти буквы, что нужно писать в каждой букве сначала, а что потом, откуда надо начать, где кончить, как соединять один штрих с другим, как соединять одну букву с другой и т. д. За письмом букв каждой группы следует письмо слов. Слова для письма подбираются знакомые и понятные детям, которые имеют повторения наиболее трудных для изучения чистописания моментов (трудная по начертанию буква, трудное соединение букв и т. п.). При закреплении навыка написания прописных букв учащиеся пишут имена людей, названия городов, рек и т. п.
Объясняя способы начертания отдельных элементов букв и слов, учитель, как и в первом полугодии, должен изображать всё это крупно, чётко и красиво мелом на классной доске.
Цифры пишутся по квадратной сетке, какая употребляется в арифметических тетрадях. Особенное внимание следует обратить на форму цифр, чёткое изображение которых важно при всяких вычислениях. Кроме письма цифр, следует упражнять учеников и в письме арифметических знаков.
Упражнения в чистописании полезно производить под такт, т. е. под счёт: раз, два, три и т. д. Такт полезен потому, что приучает руку к равномерным и плавным движениям, необходимым для скорописи, а также потому, что весь класс работает вместе, вследствие чего легко поддерживается порядок в классе, работа оживляется и ученики больше успевают. Так как конечная цель всех уроков письма — приучить к обыкновенной чёткой скорописи, то в этом отношении такт получает особое значение: он является одним из наиболее верных средств постепенно переводить ученика от медленного письма к скорому. Известно, что при обучении письму без такта учащиеся или слишком долго остаются при медленном письме, почти рисовке букв, или же чересчур быстро переходят к скорому письму. При обучении письму под такт эти недостатки совершенно устраняются.
Под такт пишутся те части букв, которые имеют утолщения, т. е. считаются нажимы пера. Счёт ведёт вначале сам учитель, а потом к счёту приучаются дети, которые считают то поочерёдно, то хором. Счёт вначале ведётся медленный, а потом темп постепенно ускоряется. Каждое упражнение исполняется прежде без такта, чтобы изучить форму элементов и букв, а потом уже под такт, чтобы приобрести смелость и лёгкость в его исполнении. От одного упражнения к другому следует переходить только тогда, когда первое исполняется вполне удовлетворительно под ускоренный такт.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова