Обучение чистописанию во 2 — 4 классах

obuchenie chistopisaniyu vo 2 4 klassah Обучение в советской школе

Во 2 классе учащиеся переходят на письмо средней величины, которое производится в тетрадях по сетке, состоящей из двух горизонтальных и наклонных линий. Расстояние между строчными линиями вдвое меньше расстояния предыдущей сетки, а расстояние между строчными и застроч- ными несколько больше, чем между строчными.

По этой сетке даются преимущественно упражнения в связном письме, чтобы постепенно подготовить учащихся к мелкой скорописи, для которой связное письмо — необходимое условие. Обучение письму ведётся от более лёгких элементов к письму наименее сложных букв, затем от более сложных элементов к более трудным начертаниям букв. Письму букв предшествует связное письмо элементов, причём группы однородных элементов связываются удлинёнными соединительными штрихами, придающими руке плавное и свободное движение. Кроме связного под такт письма элементов и букв, пишутся слова и короткие пословицы: слова и фразы пишутся под такт и без такта с классной доски и с прописей.

image 66

Образец письма для учащихся 2 класса (первое полугодие учебного года).

От письма по сетке дети переходят к письму почти той же средней величины по двум линейкам с редкими наклонными линиями, а затем по двум линейкам без наклонных линий для приучения к сохранению одинакового размера букв, наклона и для приучения к правильному размещению букв и слов. Сюда входят следующие упражнения: 1) связное письмо элементов на протяжении целой строки; 2) письмо группы букв, соединяемых тонкими штрихами, дугами и спиралями; 3) связное письмо алфавита строчных букв; 4) связное письмо слов, соединяемых также тонкими штрихами, дугами и спиралями; 5) письмо пословиц на прописные буквы в алфавитном порядке.

Письмо на этой ступени должно идти быстрее, чем на предыдущей, но следует помнить, что ускорять темп надо постепенно, сообразно успехам учеников.

На следующей ступени, в 3 классе, даются главным образом упражнения в скорописи, намеченные в программе: упражнения проводятся в начале каждого урока чистописания минут 10 — 15. Упражнения в скорописи исполняются непременно под скорый такт потому, что они развивают лёгкость и плавность руки, столь важные для скорописного письма. Затем следует письмо мелким шрифтом с доски и с прописей сначала по одной линейке, а потом в тетрадях без линеек. Можно в конце года допускать изредка для чистой переписки употребление транспарантов, но только с одними толстыми горизонтальными линейками.

image 67

В 4 классе особых уроков по чистописанию нет, но учитель должен систематически следить за письмом детей и упражнять их в правильном каллиграфическом письме на уроке правописания. При этом учителю необходимо следить за тем, чтобы письмо учащихся не было мельче 3 мм и высота штрихов была одинаковой.

Задача учителя заключается в том, чтобы добиться чёткого почерка у каждого учащегося, сохраняя в то же время его индивидуальные отличия. С этой целью необходимо обращать особое внимание не только на грамотность, но и на правильность и каллиграфию письма, делая в работах учащихся соответствующие указания и приводя образцы правильных начертаний букв.

Для успешной борьбы с ошибками должны проводиться:

1.   строгая система в прохождении материала и подборе текста для письма;

2.   показ учителем на доске и в тетрадях каллиграфически правильных написаний;

3.   ежедневная проверка тетрадей с указанием недочётов и показом, как их исправить;

4.   систематические работы над ошибками учащихся как орфографическими, так и каллиграфическими;

5.              систематические контрольные работы не менее одного раза в месяц.

У каждого ученика должна быть отдельная тетрадь по письму, обёрнутая бумагой (в тетради промокательная бумага).

Хорошо завести перочистки, приготовленные из кусочков мягкой материи (бумазея, байка, шерсть, сукно).

Необходима правильная организация страницы и всей тетради: каждая работа должна отделяться от другой — в первой четверти каёмочкой, в следующих четвертях — датой; необходимо научить учащихся дописывать до конца строчки, страницу, целую тетрадь.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment