Предложения для общего разбора во 2 классе должны состоять из четырёх-пяти слов, считая предлоги. На первых порах в предложении для разбора не должно быть второстепенного члена, отвечающего на вопрос что ? (девочка пишет (что ?) письмо), потому что дети могут принять его за подлежащее. Предложения такого типа нужно вводить позднее, когда дети научатся легко находить подлежащее в таких предложениях, как: Девочка читает. Птицы улетают на юг. Под деревом растут грибы. Раздаются весёлые песни.
Пример общего разбора предложения во 2 классе: в предложении — В траве расцвёл беленький ландыш указать, о чём говорится и что говорится, а затем выделить подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, поставить вопросы ко всем членам предложения, указать слова, связанные с подлежащим и сказуемым, выписать слова, связанные между собой, указать слова, обозначающие предметы, признаки и действия предмета. Подобрать к слову ландыш другие слова, обозначающие признаки предмета (серебристый, душистый), подобрать несколько однокоренных слов к слову беленький (белый, белок, белить, побелка), подчеркнуть в них корни, поставить ударения в двух-трёх словах данного предложения, объяснить, почему в написано отдельно от слова траве.
Содержание разбора расширяется постепенно от начала к концу года, по мере ознакомления с новыми грамматическими понятиями.
В 3 классе предложение для разбора должно состоять из 4 — 6 слов и заключать в себе главные члены предложения и второстепенные, относящиеся к главным и к другим второстепенным членам предложения, например: Ребятишки играли на зелёной лужайке.
В 4 классе размер предложения увеличивается до 7 — 10 слов, например: Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Острые верхушки елей резко выделялись на светлом небе.
Порядок общего грамматического разбора в 3 и 4 классах такой: 1) смысловой разбор предложения, т. е. осмысление содержания предложения ( о ком или о чём говорится, что говорится); 2) определение вида (типа) предложения; 3) разбор по членам предложения с указанием связи между ними и 4) одновременно разбор по частям речи (какой частью речи и какой формой выражен тот или другой член предложения); 5) разбор одного-двух слов по составу; 6) фонетический разбор отдельных слов (1—2).
Учащиеся не только проводят разбор предложения, но и составляют свои примеры со всеми изучаемыми грамматическими формами, а также дают определения разных грамматических понятий (что называется существительным, прилагательным и пр., корнем, приставкой, окончанием и т. п.) и объясняют, почему они считают данное слово той или другой грамматической формой.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь сделать устный грамматический разбор, примерно, такого предложения: «Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий», в следующей форме:
а) определяется вид предложения — распространённое, повествовательное и т. д.;
б) указываются подлежащее, сказуемое и по вопросам — второстепенные члены, связанные с подлежащим и со сказуемым (группы подлежащего и сказуемого): подлежащее — жаворонок; сказуемое. — запел какой жаворонок? — звонкий — определение; что запел жаворонок? — песню — дополнение; какую песню? — раннюю — определение; где запел песню жаворонок? — в лазури — обстоятельство места;
в) производится пословный морфологический разбор предложения: песню (дополнение) — имя существительное женского рода, единственного числа, винительного падежа; раннюю (определение) — прилагательное женского рода, единственного числа, винительного падежа; запел (сказуемое) — глагол прошедшего времени, единственного числа, мужского рода; в лазури (обстоятельство места) — имя существительное женского рода, единственного числа, предложного падежа; жаворонок (подлежащее) — существительное мужского рода, единственного числа, именительного падежа; звонкий (определение) — имя прилагательное мужского рода, единственного числа, именительного, падежа.
Общий разбор полезно сочетать иногда с частным разбором. Так, учащиеся 4 класса должны уметь выборочно определять сразу форму отдельного указанного в предложении слова.
Предложения для разбора должны по составу форм соответствовать программе каждого класса. В предложении должно быть налицо подлежащее, выраженное существительным или личным местоимением, и глагольное сказуемое в прошедшем, настоящем или будущем времени. Нельзя давать для разбора предложений не пройденных конструкций (неполных, безличных, назывных, сложно-подчинённых) или предложений с подлежащим, состоящим из сочетания двух существительных (Мать с дочерью работали в поле), из сочетания существительного с числительным (Два мальчика играли в саду), с подлежащим, выраженным прилагательным (Больной выздоровел), предложений с глаголом в неопределённой форме (Миша любит читать книги).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова