Общее направление, в котором должно проходить изучение геометрического материала, сформулировано в объяснительной записке к программе. Процесс изучения геометрического материала должен быть от начала до конца активным, конкретным, наглядным. Все обучение следует сопровождать практическими упражнениями. При этом учащиеся будут воспринимать не только готовые геометрические фигуры и тела, они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые геометрические формы, используя для этого вырезывание и наклеивание, моделирование, вырезывание разверток и склеивание, черчение, образование фигур на подвижных моделях, а также путем перегибания листа бумаги.
Получаемые знания сейчас же используются детьми на практике не только на уроках арифметики, когда они находят периметр, площадь и др., но и на уроках труда, рисования, в работе на школьном учебно-опытном участке, на уроках природоведения»
В этих указаниях большое значение придается наглядности, практическим работам. И это правильно: вторая сигнальная система развивается на основе первой, поэтому при первоначальном знакомстве учащихся с геометрией необходимо обращаться к наглядности, к конкретным геометрическим образам. Наглядность и практические работы учеников должны преследовать не только узкопрактические цели, но и развитие кругозора детей, способности к обобщениям и абстрагированию, развитие геометрических представлений и геометрического воображения.
Наблюдения и практические лабораторные работы, решение задач — все это должно приводить к накоплению фактов и к обобщениям, которые получат дальнейшее развитие в систематическом’ курсе. Так, например, при изучении прямой линии с помощью практических работ дети приобретают опыт, подводящий их к пониманию свойств прямой линии. То же самое можно сказать -и об изучении других фигур, тел. И здесь нужно применять такие формы заданий, которые способствуют накоплению фактов, подготавливающих к изучению систематического курса геометрии.
Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала является связь его с другими предметами: с арифметикой, рисованием, трудом, природоведением. Математика есть наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Обе эти стороны математики должны быть тесно связаны между собой, взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Вопрос об использовании геометрических объектов при изучении арифметики разработан П. А. Компаниицем в книге «Особенности преподавания геометрии в связи с арифметикой в 1 — VI классах». Предлагаемая им система упражнений по арифметике с использованием геометрических образов построена так, что изучение арифметики в некоторой степени способствует геометрическому образованию. Уже в пределах первого и второго десятков при изучении нумерации используются отрезки, квадраты, кубы в различном расположении. На первых порах обучения автор рекомендует знакомить детей не только с линейными, но и с квадратными и кубическими единицами, не связывая их пока с понятиями о площади или объеме.
Квадратные и кубические единицы используются и дальше при изучении нумерации, но попутно с этим идет подготовка к изучению площади: учащиеся вычерчивают в тетради квадратный сантиметр, затем полоску из 10 кв. см и квадрат из 10 полосок, то есть квадрат с площадью 100 кв. см,и узнают, что из 100 кв. см можно составить 1 квадратный дециметр. Здесь имеется и развитие идеи десятичной системы счисления, и подготовка к изучению квадратных мер, и подготовка к изучению способа вычисления площади квадрата.
Даются упражнения по подсчету числа квадратных единиц, на которые разбивается прямоугольник. Таблица умножения Пифагора дана в геометрической форме» дается геометрическое истолкование умножения двузначного числа на двузначное. В геометрической форме излагается порядок выполнения арифметических действий, законы действий и многие Другие вопросы арифметики. Опыт П. А. Компанийца интересен как одна из возможностей установления органической связи арифметики с геометрией.
Широкое использование находят геометрические образы при решении арифметических задач; сюда относится графическое изображение условия задачи, применение масштаба, связь количественных и пространственных представлений, изображение в виде отрезка расстояния между двумя пунктами в задачах на движение и д.р. Существуют задачи, в которых геометрические образы выступают на первый план. Возьмем, например, задачу: Велосипедист выехал из пункта А в пункт В. Проехав 500 м, он обнаружил, что потерял ключ. Вернувшись на 100 ж назад, он увидел ключ на дороге. Подобрав его, он снова двинулся к пункту В и, проехав еще 800 м, достиг его. Каково расстояние между пунктами А и В (рис. 47)?
1. 500 м — 100 м = 400 м. 2. 400 м + 800 м = 1200 м.
рис. 47
К числу таких задач относится задача № 1050 в учебнике для II кл. № 409 и 410 в учебнике для III кл. и ряд задач из разделов «Измерение площади и объема» в учебнике для IV кл.
На уроках рисования непосредственно используются элементы геометрии. Эти уроки носят в ряде случаев подготовительный характер. Они помогают накоплению фактов и наблюдений, которые должны быть использованы в геометрии.
На уроках рисования в I и II классах моделями для рисунков являются предметы, близкие по своей форме к простейшим геометрическим фигурам (флажки, тетради, портфели, тарелки, рамки и т. д.), а также изображения предметов растительного мира, содержащие элементы простейших геометрических фигур. В процессе рисования дети не только познают форму предметов, но и примерные количественные соотношения частей предметов, их взаимное расположение, направление линий.
В III и IV классах существенно новым является изображение тел на плоскости, причем здесь играет роль расположение предметов, и, следовательно, геометрический образ раскрывается с различных дочек зрения. При этом дети рисуют предметы, близкие по форме к простейшим геометрическим телам: стакан, коробка, яблоко, пирамида. Учитывая это, следует устанавливать преемственные связи между знаниями, получаемыми на уроках рисования, со знаниями, получаемыми при изучении начальной геометрии.
Уроки труда также тесно связаны с геометрией. Здесь эта связь носит действенный характер. В процессе работы над материалом (бумагой, картоном, глиной) дети моделируют геометрические фигуры и тела, познают их свойства. Если на уроках рисования главную роль играли зрительные восприятия, то на уроках труда они дополняются осязанием и ощущениями при движении рук. Изготовляя изделия или детали, составляя узоры или украшения дети сталкиваются с большим разнообразием форм. Кроме того, учащиеся должны научиться выполнять чертежи и технические рисунки, что имеет исключительно важное значение в геометрическом образовании. Надо заметить, что работы по труду связаны с целым рядом фигур, линий в этих фигурах, в то время как в курсе наглядной геометрии изучают только прямоугольник и квадрат.
Уроки физкультуры также содержат моменты, связанные с геометрическим образованием. Так, например, на этих уроках ученики получают ориентировку в направлении: направо, налево, вверх, вниз, в горизонтальном и вертикальном направлении, в построении по прямой линии, в круг, по границе участков в форме прямоугольника, квадрата, в поворотах на прямой, развернутый, полный угол.
На уроках русского языка при чтении статей учащиеся встречаются с выражениями о направлении, форме предметов и их взаимном расположении.
Итак, при изучении всех учебных предметов идет накопление геометрических представлений о формах предметов, об их взаимном расположении. Задача состоит в том, чтобы координировать все эти виды работ, которые служат одной цели.