Общие психологические понятия и закономерности

obshhie psihologicheskie ponyatiya i zakonomernosti Обучение в советской школе

Психика есть «высший продукт особым образом организованной мате- рии». Она является продуктом деятельности головного мозга и всей нашей нервной системы. Нервная система с её органами чувств даёт нам возможность вступать в связь с внешним миром.

Предметы и явления окружающего нас мира, а также общественные отношения людей отражаются в нашем сознании. Сознание человека возникло вместе с трудом, с использованием орудий воздействия на природу. Сознание развивалось в тесной связи с общественной трудовой деятельностью людей.

Труд развил такие качества человеческого ума, как мышление и воображение, которые дают человеку возможность предвидеть результаты его действий. Труд же выработал в человеке и волевые качества, способность направлять свою деятельность на достижение заранее поставленных целей. Общественно-трудовая жизнь человека наделила его высшими чувствами, возникшими и развившимися в процессе его общественных отношений. С научным и практическим познанием мира связаны интеллектуальные чувства человека, с созданием и восприятием произведений искусства — эстетические, с поведением в обществе — моральные.

Развитие личности ребёнка также происходит в непосредственной связи с его деятельностью. Для школьника главная его деятельность — это учение.

Лженаука педология, осуждённая постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», утверждала, что ребёнок развивается как бы сам собою, в силу наследственности и непреодолимого влияния окружающей среды. Советская психология и педагогика устанавливают, что развитие ребёнка-школьника находится в прямой зависимости, во-первых, от содержания учебного материала, который отражается в сознании ученика; во-вторых, от того, как учитель организует и направляет деятельность школьника в процессе учения; и в-третьих, от того, как воздействует на сознание ученика и на его поведение школьный коллектив, семья и взрослые, в общении с которыми он живёт и действует.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment