Оборудование уголка составляет: стул, стол, шкафчик или полочка для книг и тетрадей, кровать.
Очень важно, чтобы стол и стулья были приспособлены к росту ребёнка: стул должен быть такой высоты, чтобы ноги ребёнка опирались на пол всей подошвой, а голени были согнуты в коленях под прямым углом; стол должен быть такой высоты, чтобы ребёнку удобно было положить на него руки, не поднимая и не опуская плеч.
Мебель школьника должна быть лёгкой, чтобы ребенок мог сам её свободно передвигать. Полочки или шкафчик, где ребёнок хранит свои вещи, следует повесить так, чтобы ему было удобно самому снимать и класть свои вещи и принадлежности.
Стол следует покрыть клеёнкой или чистым листом бумаги.
С первых же дней учебной жизни нужно приучать ребёнка к тому, чтобы он следил за чистотой и порядком в своём уголке. Надо помочь ему обернуть газетой учебники и тетради и в дальнейшем следить, чтобы он к ним бережно относился.
Родителям следует позаботиться о том, чтобы выполнение домашних заданий занимало в режиме дня определённое время. Нельзя допускать, чтобы дети, придя из школы, готовили уроки когда им вздумается. Для выполнения домашних заданий должны быть установлены определённые часы. После школьных занятий дети обедают, отдыхают и гуляют, а потом приступают к занятиям. Домашние задания должны выполняться примерно между 51/2 и 7 часами вечера. Если же дети ложатся спать раньше 9 часов вечера и вследствие этого встают рано, что часто наблюдается в сельской местности, то часть утреннего времени также может быть употреблена на выполнение домашних заданий. Но при этом необходимо, чтобы промежуток времени между окончанием выполнения домашних заданий и началом занятий в школе был не менее 2/2 часов. Продолжительность домашних учебных занятий детей должна находиться в строгом соответствии с режимом, установленным для школьника.
В беседах с родителями на родительских собраниях и при посещении их на дому нужно кратко разъяснить им содержание школьной программы данного класса и сообщить о требованиях школы к выполнению домашних заданий. Надо предупреждать родителей о недопустимости невыполнения учащимися по неуважительной причине хотя бы одного задания. Это не только создаёт большие затруднения в дальнейшем усвоении учебного материала, но и оказывает крайне отрицательное влияние на воспитание детей. Надо иметь в виду, что любой случай безнаказанного невыполнения требования учителя может служить поводом для нарушений дисциплины и дома, и, в конце концов, нанесёт большой вред всему делу воспитания.
В часы выполнения ребёнком домашних учебных заданий необходимо соблюдать, по возможности, тишину. В это время к ребёнку не следует обращаться ни с какими вопросами. Нельзя допускать в комнате, где работает ребёнок, курения. Перед занятиями комната должна быть хорошо проветрена.
Школьник должен работать сосредоточенно, не отвлекаясь. За этим надо следить с первых дней учебной жизни детей. Такой порядок приучит детей к усидчивости, которая является одним из важнейших условий успешной учебной работы детей на протяжении всего курса обучения.
Родители должны следить и з а качеством выполнения детьми школьных з аданий . Для этого им необходимо знать, что задано ребёнку на дом, ознакомиться с учебниками, по которым учатся дети, возможно чаще встречаться с учителем и выяснять, имеются ли недостатки в знаниях и навыках у детей, советоваться с учителем относительно способов оказания помощи детям в учебной работе.
Родители могут существенно помочь школе в повышении успеваемости детей.
При выполнении учащимися (особенно 1 и 2 классов) домашних заданий по чтению родители должны следить за тем, чтобы дети сначала читали вслух, а потом про себя. Если при громком чтении школьник искажает слова, надо требовать, чтобы неверно прочитанное слово было прочитано по слогам правильно.
При выполнении заданий по письму необходимо наблюдать за тем, чтобы ребёнок сидел, держал ручку и клал тетрадь правильно. Учителю следует наглядно показать родителям, чего они в этом отношении должны требовать от детей.
На классных родительских собраниях полезно продемонстрировать лучшие тетради учеников-отличников, в которых образцово выполнены домашние работы.
При встрече с учителем родители сообщают ему, в каких вопросах ребёнок наиболее часто затрудняется.
Родители обязательно должны знать расписание уроков и следить за тем, чтобы домашние задания аккуратно записывались в дневник.
Наблюдая за приготовлением уроков, родители предостерегают детей от бессмысленного зазубривания учебного материала. То, что учащийся заучивает, должно быть очень хорошо им понято и осознано.
При заучивании детьми наизусть художественной прозы и стихов родители проверяют, понимают ли дети содержание произведения и достаточно ли выразительно его читают.
Для того чтобы наглядно показать родителям, каких результатов в этом отношении могут достигать дети, желательно на одном из родительских собраний продемонстрировать художественное чтение одного-двух учеников.
При выполнении уроков дети часто встречаются с разнообразными затруднениями, некоторые предметы для них являются наименее интересными и они ими занимаются неохотно. В таких случаях нужно добиваться, чтобы дети проявляли упорство, настойчивость и выполняли каждое задание до конца.
Следует путём беседы выяснить отношение детей к героям и событиям, о которых они прочитали, и, если они что-то восприняли ошибочно, дать им правильное объяснение прочитанного. Необходимо объяснить родителям, что нельзя относиться безразлично к выбору книг школьниками. Дети должны читать то, что соответствует их возрасту и прежде всего то, что рекомендует им учитель.
В целях более успешного умственного развития детей и коммунистического их воспитания надо советовать родителям осматривать вместе с детьми исторические памятники, посещать краеведческие и художественные музеи, новостройки, созданные в дни сталинских пятилеток, совершать прогулки на колхозные поля, в лес и т. д. Очень важно, чтобы родители беседовали с детьми по поводу виденного, помогали им правильно воспринять его и лучше осмыслить. Такие беседы сближают родителей с детьми, создают дружеские взаимоотношения, а это несомненно способствует усилению воспитательного влияния родителей на детей.
Для того чтобы благотворно воздействовать на умственное развитие школьников, родителям следует постоянно повышать с обствен- ны й культур ны й ур о в е н ь и п ол итич е с ки е з н ания : читать газеты, журналы, педагогическую литературу, посещать лекции и воскресные университеты для родителей.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова