Различают устную и п и с ь менную нумерации. Задача устной нумерации — показать учащимся, как единицы множества группируются в десятичные, а затем и в тысячные группы, как образуются числа из этих десятичных групп, как составляется название чисел и как ведётся счёт единицами и группами единиц. Задача изучения п и с ь менно й нумерации состоит в том, чтобы на основе понятия о поместном значении цифр научить ребёнка записать любое число и прочитать записанное число.
Таким образом, каждый из двух видов нумерации имеет свои задачи и своё содержание. Сначала изучается устная нумерация, потом письменная. При концентрическом изучении нумерации чисел любой величины в каждом концентре соблюдается такой же порядок.
Трудности изучения состава числа, чтения и записи чисел, а также их преобразования увеличиваются по мере увеличения значности числа и усложнения его структуры. Чтобы облегчить эти трудности, нумерацию можно изучать концентрами, а именно: сначала изучить устную и письменную нумерацию чисел второго класса — класса тысяч, затем изучить устную и письменную нумерацию чисел класса миллионов и, наконец, — класса миллиардов.
В качестве наглядных пособий при изучении нумерации многозначных чисел должны быть использованы классные счёты, абаки (классный и индивидуальный) и нумерационная таблица. Для того чтобы резче выделялись классы, на классных счётах полезно вынуть четвёртую и восьмую проволоки; кроме того, на левой планке полезно сделать надписи: «класс единиц» против первых трёх проволок, «класс тысяч» против 4-й, 5-й и 6-й проволок и «класс миллионов» против 7-й, 8-й и 9-й проволок.
Обучение нумерации многозначных чисел можно провести в 3 классе по следующему плану.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова