Некоторые особенности психики детей 8 — 10 лет

nekotorye osobennosti psihiki detej 8 10 let Обучение в советской школе

В процессе дальнейшего обучения постепенно совершенствуются все формы психической жизни школьника, хотя развитие отдельных сторон его психики протекает довольно медленно. Так, внимание школьника 8 — 9 лет так же неустойчиво и легко отвлекается, как и у ребёнка семилетнего возраста. Длительная однообразная работа (например, длительное чтение или очень продолжительный рассказ), как правило, приводят к ослаблению внимания детей. Только к последнему году обучения в начальной школе способность детей к более длительному напряжению внимания постепенно возрастает.

Активность в смысле подвижности, характерная для семилеток, не исчезает у детей и в дальнейшем (достаточно посмотреть на детей во время перемен, чтобы убедиться в этом). В большой мере она зависит от быстрого темпа физического роста детей в этом периоде.

Стремление детей к подвижности, а также неустойчивость их внимания создают определённые трудности в установлении дисциплины на уроках.

Незначителен у детей 8 — 9 лет и объём внимания, т. е. ограничено количество впечатлений, которые они могут воспринимать одновременно. Кратковременный показ сложной картины не даёт успешного результата. Но в процессе обучения, при постепенном усложнении даваемых для восприятия впечатлений, объём внимания расширяется.

Ребёнок начального школьного возраста уже способен к напряжению произвольного внимания, т. е. внимания, связанного с волевым усилием. Однако возможность такого активного внимания обусловливается по большей части постановкой задачи, требующей умственного усилия, работы мысли.

Работа внимания обнаруживается прежде всего в восприятии того, что говорится, что показывается в классе и в значительной мере вызывается интересом к воспринимаемому.

На что же в области восприятия направлены интересы ребёнка в этом возрасте?

Психология подчёркивает прежде всего отсутствие у детей младшего школьного возраста «дифференцированности» интересов, т. е. определённой индивидуально своеобразной направленности интересов у отдельных детей. Она наступает обычно в следующем возрастном периоде, иногда в конце начального школьного детства.

Ученика младших классов обычно интересует «всё», что он видит, слышит, может осязать и т. д. Он с удовольствием слушает занимательный рассказ, в особенности тот, в котором имеется действие, доступное его пониманию, дающее пищу его конкретному мышлению и воображению, т. е. всё то, что он может наглядно представить себе и почувствовать. Интерес к жизни природы, к растительному и животному миру развивается по мере организации наблюдения того, как развиваются растения, как протекает жизнь животных.

В развитии этого интереса огромное значение имеет втягивание учащихся в практическую деятельность по выращиванию растений и уходу за животными.

Дети проявляют интерес также и к технике; он вырастает, как правило, в процессе конкретной деятельности (в данном случае связанной с техническими занятиями).

Во второй половине начального школьного возраста, т. е. в 3 4 классах, дети начинают интересоваться приключенческими рассказами и особенно всем героическим; рассказы, кинокартины о жизни и творчестве наших героев воспринимаются детьми этого возраста с восторгом. Возникает таким образом интерес к общественной жизни и деятельности выдающихся советских людей.

В о сприятие и мышление у детей этого возраста так же, как и у детей младшего возраста, носит конкретный характер.

Буржуазные психологи пытались представить развитие детского восприятия в этом возрасте, как проходящее определённые стадии, а именно: в возрасте 7 лет, по их утверждениям, ребёнок воспринимает на картине отдельные предметы (это — предметная стадия), в возрасте 8 — 9 лет — лица и их действия (стадия действий), затем — отношения между предметами, например, пространственное расположение (стадия отношений), и, наконец, качества предметов — цвет, форму и т. п (качественная стадия).

На основе наблюдений и экспериментальных исследований советские психологи доказали неправильность такого утверждения, так как ребёнок уже в дошкольном возрасте способен заметить и качества вещи, в особенности если он оперирует ею, т. е. если она включена в его деятельность.

Но в первой половине начального школьного детства восприятие ребёнка может носить поверхностный характер, он часто будет воспринимать предмет «в целом», не замечая многих отдельных его свойств.

Детальное, расчленённое восприятие развивается в процессе обучения при условии, если последовательно и систематически внимание детей обращается на эти свойства, детали, если вызывается такая работа мышления, как сравнение различных предметов (беря понятие «предмет» в широком смысле слова).

Как же можно охарактеризовать мышл е ни е школьника младших классов школы?

Психологи много спорили по вопросу о том, когда развивается мышление ребёнка в строго психологическом смысле этого слова. Немецкий учёный Мейман настаивал на том, что настоящее «логическое» мышление ребёнка развивается только в возрасте 13—14 лет, и даже способность к определению едва ли начинается раньше 2—12 лет.

К. Д. Ушинский в «Методических указаниях к «Родному слову» блестяще доказал, что работа учителя может создавать у ребёнка даже в период начального школьного детства умение сравнивать, различать, делать определения и т. д.

Советская психология в экспериментальных исследованиях подтвердила эту возможность возникновения мыслящего восприятия в связи с деятельностью даже в дошкольном детстве.

Непосредственное изучение работы школьников 8—10 лет показывает, что, хотя в этом возрасте детям трудно даются всякого рода рассуждения, установление причинно-следственных связей при наблюдениях явлений природы и общественной жизни, однако систематические упражнения в этом направлении постепенно вырабатывают у детей способность рассуждать, умозаключать, приходить к правильным выводам.

Определение понятий ребёнком в первом периоде начального обучения обычно имеет форму, не подчиняющуюся логическим правилам. Предметы определяются их практическим назначением; стул — это «на чём сидят», топор — «чем рубят», и т. д. Но в дальнейшем дети постепенно овладевают логическими определениями, т. е. умением указать род или класс предметов и их особенности, отличия одного предмета от другого того же рода и т. п.

Большое значение для развития мышления детей 8—10 лет имеет р аз – в итие их р ечи . В этом возрасте дети усваивают много новых слов. Словарь их значительно расширяется, особенно в связи с овладением навыком чтения. Но вместе с этим в речи детей встречается немало слов, значения которых они не понимают, так как часто они приобретают эти слова вне связи их с конкретными представлениями.

Память ребёнка старшего школьного возраста не требует того эмоционального оснащения материала, предлагаемого для запоминания, которое нужно на первых порах обучения. Но она ещё «не организована». Ребёнок этого возраста очень склонен заучивать механически, не вникая в смысл заучиваемого материала. Поэтому необходимо систематически приучать детей к осмысленному запоминанию, к тому, чтобы они сначала поняли, а потом уже стали заучивать.

Вызов активной работы мышления, в виде сравнения, анализа, рассуждения о связях явлений, о мотивах человеческих действий и т. д., приводит к тому, что дети сами начинают ставить вопросы, искать ответы на них, т. е. испытывать чувства сомнения, а затем интеллектуального удовлетворения при получении правильного ответа.

Наиболее высокие и ценные мотив ы , вызывающие стремление к учению, к приобретению знаний, возникают у ребёнка не сразу. Вначале эти мотивы очень элементарны: простая любознательность, непосредственное удовольствие, связанное с приобретением умения читать, писать и т. д.

Вместе с этим появляется боязнь плохой отметки, за которую можно получить порицание от родителей, а также чувство соревнования в получении лучшей отметки. Позднее из наблюдения окружающего и под влиянием учителя, школьного коллектива и родителей школьник начинает понимать, что человек, много знающий, больше полезен государству, родине, пользуется уважением окружающих. Отсюда вырастает внутренний интерес и желание овладеть возможно большим количеством знаний, нужных советскому человеку — строителю коммунистического общества, вырастает чувство долга, сознание необходимости хорошо учиться.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment