Содержание практических работ на пришкольном участке в начальных классах

soderzhanie prakticheskih rabot na prishkolnom uchastke v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Организуя практические работы детей на пришкольном участке, необходимо прежде всего наметить содержание работ, определить, какие именно растения будут выращивать учащиеся каждого класса. От удачного подбора растений в значительной степени зависит успех практических работ. Предложенные детям практические работы должны быть посильны для них, интересны и должны разрешать поставленные выше образовательные задачи. В каждом классе рекомендуется выращивать различные растения, подобрав их так, чтобы каждый год дети выращивали новые растения и приобретали новые знания и умения.

Для средней части Советского Союза рекомендуется распределить практические работы на участке следующим образом.

1 2 КЛАССЫ

1.   В ыр ащивание з ел ёного лука («на перо»). Эта работа может быть начата ещё ранней весной в уголке живой природы. Можно её провести и на грядках.

Быстрое образование листьев привлекает внимание маленьких детей. Работа интересна и тем, что дети скоро воспользуются плодами своего труда, использовав зеленый лук в пищу.

2.   Выращивание гороха, ф асоли или бобов . Эти растения являются наиболее подходящими для первоначальных работ по выращиванию растений. Крупные семена, лёгкость посева, простота ухода, неприхотливость, хорошо наблюдаемое образование плода из цветка, возможность подсчитать урожай семян — всё это определяет выбор фасоли и гороха как наиболее доступных для выращивания растений, с которых и следует начинать работы детей на пришкольном участке.

3.   Выращивание редиса . Посев редиса производится после того, как посеют семена фасоли и гороха. Редис интересен тем, что он быстро вырастает и употребляется в пищу в сыром виде. Некоторое количество растений редиса должно быть оставлено до осени, чтобы дети убедились, что редис цветёт и приносит семена.

4.   Выращивание цветочных растений . Работы можно начать с посева семян в ящики в школе, с тем чтобы потом высадить рассаду

ЗОИ день

Развитие растения редиса.

 

в клумбы. Можно производить посев и непосредственно в клумбы.

Так как это первый посев, который дети производят самостоятельно, то для выращивания надо выбрать растения с крупными семенами, например, душистый горошек, садовые бобы, настурцию, ноготки. Осенью дети должны собрать семена выращенных растений.

Выращивая указанные растения, дети знакомятся с различными семенами, наблюдают их прорастание, развитие растений, цветение растений и образование из цветков семян, получают представления о главных органах растений (корень, стебель, лист, цветок). Вместе с этим дети приобретают знания о подготовке почвы к посеву, о способах посева семян, об уходе за посеянными растениями (поливка, полка, рыхление земли), об уборке и сохранении семян фасоли, гороха, редиса и цветочных растений.

Выращивание растений даёт детям также и некоторые первоначальные умения в области сельского хозяйства: посеять крупные семена, пересадить рассаду в клумбы, разрыхлить землю, полить растения, прополоть посевы, собрать семена и убрать их на зиму.

2—3 КЛАССЫ

1.   Выращивание корнеплодов — моркови и свёклы. Эти растения требуют дополнительного ухода в сравнении с фасолью и горохом: необходима более глубокая вскопка земли, требуется, кроме полки, прореживание всходов. Учащиеся, сравнивая способы выращивания фасоли или гороха, моркови или свёклы, на практике убеждаются, что каждый вид культурных растений нуждается для своего развития в определённых условиях, соответствующих его природе. Поставив опыты по выращиванию моркови без пропалывания и без прореживания (2 — 3 рядка на грядке) и с прополкой, но без прореживания (тоже 2 — 3 рядка), дети осенью с помощью учителя придут к важным выводам: о необходимости вести напряжённую борьбу с сорняками, которые «глушат» культурные растения, отнимая у них пищу и свет; о необходимости прореживать морковь и другие корнеплоды, чтобы получить более крупные растения.

Это приведёт детей в дальнейшем к пониманию необходимости предоставлять растениям определённую площадь питания.

Следует объяснить при этом, почему морковь и свёклу сеют сначала густо, а потом прореживают (при редком посеве маленькие, слабые всходы моркови и свёклы будут сильно заглушаться сорняками).

Морковь и свёкла могут быть заменены другими корнеплодами — репой и редькой. При посеве свёклы рекомендуется отдельным ученикам дать семена различных сортов свёклы — столовой, сахарной, кормовой. Это позволит осенью начать знакомство с сортами растений.

Часть выращенных корнеплодов дети могут сохранить до следующей весны, а в 3 классе высадить их и получить семена этих растений.

2.   В ыр ащив ание карто ф еля . Возделывание картофеля даёт учащимся много нового: они знакомятся с размножением не только при помощи семян, но и при помощи клубней, а также с новой операцией по уходу за растениями — с окучиванием. С картофелем можно поставить несколько интересных опытов, например:

а)    Вырастить картофель не из целых клубней, а из верхушек и даже из отдельных «глазков».

Для последнего опыта вырезается ножом вместе с глазком часть клубня в виде трёхгранной пирамиды (или конуса) с поперечником 2/2—2 см. Такие «глазки» рекомендуется дней за 20—25 до обычного срока посадки картофеля посадить в ящики в уголке живой природы с тем, чтобы потом развившиеся из них растения картофеля (10—12 см с 5—7 листочками) высадить на участок. Можно посадить «глазки» и на грядку, но и там из них надо предварительно вырастить рассаду (на грядке глазки сажаются в рядках на расстоянии 2 см между рядками и плотно друг к другу в рядках). При хорошем уходе с одного куста картофеля, выращенного из таких «глазков», можно собрать урожай в 2/2—2 кг.

Как сажать картофель глазками.

Опыт производит большое впечатление на детей и направляет их на пытливое изучение растений.

б)    Вырастить ранний картофель из яровизированных клубней. Для этого опыта клубни помещаются в тёплое освещённое место за 1—2/2 месяца до посадки. В этот период на них образуются крепкие, зелёные ростки, вместе с которыми (стараясь не поломать ростка) клубни и высаживают. Можно яровизировать клубни, нанизывая их на нитку и помещая в комнате на свету.

Опыт знакомит детей с возможностью воздействовать на растение различными приёмами.

в)    Поставить опыт с удобрением картофеля золой: подсыпать под часть кустов при посадке по горсточке золы (1—2/2 г столовых ложки), а другую часть оставить без удобрения.

В результате опыта дети убедятся в необходимости применения удобрений для получения хорошего урожая, а отсюда в возможности воздействовать на растение, создавая ему наилучшие условия для развития.

3.    В ыр ащив ан и е капус ты с посадкой готовой рассады (выращенной старшими учащимися или приобретённой в колхозе). Эту работу интересно провести во 2 классе с той целью, чтобы следующей весной высадить сохранённые зимой кочаны и получить семена капусты.

Выращивание капусты даёт возможность ознакомить учащихся с насекомыми-вредителями: капустными блошками, гусеницей капустной белянки, капустными тлями.

4.    В ыр ащивание цветочных растений . Начав выращивать цветочные растения в 1 классе, дети, естественно, захотят продолжить эту работу и в следующем году. Во 2 классе можно посеять различные цветочные растения (львиный зев, левкои, астры и др.), не ограничивая выбор их только растениями с крупными семенами, как приходилось это делать в 1 классе.

Посев возможно производить в ящики в классе и непосредственно в грунт ранней весной. Как показал опыт Центральной станции юных натуралистов (Москва), грунтовые посевы цветочных растений вполне удаются.

В процессе выращивания указанных растений учащиеся 2 класса закрепляют знания и навыки, полученные ими в 1 классе, и приобретают новые. Дети знакомятся с двулетними растениями, корнеплодами, с размножением картофеля клубнями, узнают, что растения потребляют питательные вещества из земли и поэтому выращиваются на определённых расстояниях друг от друга (первоначальное понятие о площади питания), что внесением питательных удобрений можно значительно увеличить урожай, что для нормального развития культурных растений требуется удаление сорняков. Учащиеся постепенно подходят к усвоению важного для понимания мичуринского учения вывода, что культурные растения нуждаются в определённых условиях для своего развития и что для получения высоких урожаев необходимо каждому растению создавать условия, соответствующие его потребностям. Одновременно с закреплением ранее усвоенных общих правил выращивания растений дети приобретают новые знания — как вырастить корнеплоды, картофель, различные цветочные растения, а также приобретут и новые умения: сделать грядку, разметить маркером места посева, посеять мелкие семена моркови, окучить картофель и др.

5.    Закладка пито мника древесных растений . Выполнение постановления партии и правительства о создании полезащитных лесных полос потребует огромного количества посадочного материала, исчисляемого по всему Советскому Союзу миллиардами. К участию в выполнении этого плана великих работ необходимо привлечь всех школьников.

Учащиеся начальных классов могут посеять семена различных древесных растений — клёна, ясеня, белой акации и др. (в соответствии с местными условиями).

Организуя питомник лесных деревьев и кустарников, следует иметь в виду, что качество выращиваемого посадочного материала в большей степени зависит от своевременной заготовки, правильного хранения и умелой подготовки к посеву семян этих растений.

Собирают семена в разное время года, в зависимости от их созревания. Весной собирают семена осины, тополя, ильма; летом — семена берёзы, жёлтой акации; осенью — дуба, ясеня, липы, клёна, белой акации, ольхи; зимой — сосны, ели, лиственницы.

Условия хранения семян различны для разных пород. Семена многих пород, если они хорошо высушены, сохраняются в плотно закрытых банках, бутылках, ящиках, в которые кладут кусочки древесного угля для поглощения влаги.

Собранные семена с течением времени теряют всхожесть. Скорее всего теряют всхожесть семена вяза, ильма, граба; затем — семена берёзы, осины, дуба, пихты, кедра, ольхи, клёна, ясеня, липы; долее сохраняют всхожесть семена акации, ели, сосны. Предварительное осторожное высушивание семян содействует более длительному сохранению ими всхожести.

Соответствующая подготовка семян к посеву значительно повышает качество выращиваемого посадочного материала. Применяются; намачивание семян в воде, ошпаривание их кипятком, сохранение во влажном песке (в прохладном подвале, а зимой — под снегом).

Высевают семена древесных пород в питомнике в разное время гола. Лучшее время для посева семян большинства пород — осень. Семена некоторых пород, особенно трудно прорастающие, высевают осенью или даже в конце лета, сейчас же после сбора их (например, семена боярышника, черёмухи, граба, калины, маньчжурского ореха).

Семена высеваются в посевном отделении питомника, под который отводится лучшая земля; здесь из семян выращиваются сеянцы. В дальнейшем сеянцы выкапываются и пересаживаются в так называемую «школу»; здесь они вырастают в саженцы, которые и пересаживаются на постоянные места. Возможна также и высадка сеянцев непосредственно на постоянные места, минуя «школу».

Обработка и удобрение почвы в посевном отделении производятся осенью. Почва вскапывается или вспахивается на глубину 20—25 см и удобряется компостом или компостной землёй. Делаются гряды шириной в 1 м с дорожками между ними шириной в 40—50 см.

Густота посева семян для различных пород различна. Различна и глубина заделки семян. В практике обычно считают, что эта глубина равняется двойной толщине семени. Гряды с посевами накрывают опилками, мхом или другим каким-либо материалом.

Огромное значение имеет правильный и своевременный уход за посевами. Так, после появления всходов покрышку с гряд надо снять, а гряды защитить с боков щитами (если питомник находится в засушливой местности). Посевы в течение лета регулярно пропалываются, всходы поливаются, почва гряд рыхлится.

Через 1—2 года сеянцы из посевного отделения питомника высаживаются в «школу» или на постоянные места.

Выкопанные сеянцы после сортировки, во время которой плохие экземпляры удаляются, сажают рядами с расстояниями в 30—50 см между растениями и в 50— 70 см между рядами. Хвойные породы, как менее кустящиеся, высаживаются гуще, чем лиственные.

Выращиваемые в «школе» саженцы нуждаются, как и сеянцы, в хорошем уходе. Прежде всего необходимы выпалывание сорных растений и рыхление почвы.

Пересадку саженцев из «школы» на постоянное место лучше производить с глыб- ками, т. е. с комами земли. Если же саженцы пересаживаются с обнажёнными корнями, то последние необходимо перед посадкой опустить в жижу (вода с землёй, глиной).

3 4 КЛАССЫ

1.         Выращивание моркови и свёклы на семена. Во 2 классе учащиеся производили посев семян этих растений; осенью они отобрали и убрали на зиму семенники. Весной, в 3 классе, они высаживают семенники в грунт и ухаживают за ним вплоть до сбора семян. Таким образом, в итоге двухлетних работ дети выращивают эти растения от посева семян до созревания новых семян. Работа эта очень интересна и даёт много знаний.

2.         Выращивание помидор (томатов) и огурцов . Посев их семян в ящики, дернинки или бумажные стаканчики (огурцы).

Помидоры, посеянные прямо в грунт, могут не вызреть в климатических условиях центральной полосы . Предварительное выращивание их в ящиках в классе показывает детям, как можно получить дополнительно время, необходимое для развития этих растений.

С помидорами можно поставить опыт, выясняющий значение пасынкования. Для этого грядки (или участок) засаживается помидорами одного сорта, выращенными в одинаковых условиях; часть из них оставляется без пасынкования, а часть регулярно пасынкуется. Пасынкование заключается в удалении излишних пазушных побегов, а после завязывания достаточного количества плодов — и верхней части растения с цветками.

В процессе опыта дети увидят, что на помидорах до самой осени развиваются всё новые и новые побеги с кистями цветков. Поэтому на непасынкованных экземплярах завяжется много плодов, но они или не созреют, или созреют частично и позднее пасынкованных, причём плоды получатся мелкие.

На этом опыте легко подвести детей к выводу, что для получения хорошего урожая помидоров, а, следовательно, и других растений, необходимо подробно знать их жизнь, чтобы на основе этих знаний управлять их развитием.

Следует отметить, что опыт с пасынкованием хорошо удаётся только в местностях, характеризующихся не жарким летом; в южных областях, где лето жаркое, помидоры дают хороший урожай и без пасынкования.

Огурцы, в отличие от помидоров, плохо переносят пересадку. Поэтому сеять их, как помидоры, в ящики нельзя. Рассада огурцов выращивается в яичных скорлупах, в бумажных стаканчиках и в дернинках, вместе с которыми растения и пересаживаются в грунт. Дернинка представляет собой кусок верхнего слоя земли, скреплённый корнями травы (дёрн), размером приблизительно в 10 х 10 х 15 см. Такие дернинки кладут в ящики травой вниз и в них сеют семена огурцов.

Самостоятельные работы по выращиванию помидоров в рассадных ящиках и огурцов в дернинках в уголке живой природы (в классе) подводят детей к пониманию значения парников, с которыми они дополнительно должны ознакомиться на экскурсии в колхозное парниковое хозяйство. Вообще эти работы наглядно показывают учащимся, как можно управлять развитием растений, зная их жизнь и потребность в определённых условиях для своего развития.

3.         Посев различных растений на коллекционном участке . Коллекционным называется участок огорода, где на небольших одно-двухметровых делянках выращиваются различные растения.

Цель этих посевов — ознакомить детей с разнообразием культур, возделываемых человеком. Сюда должны войти, прежде всего культуры, возделываемые в данном районе и области, но мало знакомые детям: некоторые хлебные растения — просо, кукуруза; прядильные – — лён, конопля; масличные — подсолнечник, горчица, рыжик; эфиромасличные — анис, кориандр, тмин и др. Набор растений в каждой школе должен быть различным, в зависимости от местных условий.

На коллекционном участке следует также выращивать новые культуры, которые только ещё внедряются в наше хозяйство. Наиболее известными из них являются следующие: соя, ревень, земляная груша (топинамбур), канатник (прядильное растение), сорго, нут (особый вид гороха) и др.

Поручая вырастить каждое такое растение одному-двум ученикам, можно на участке собрать довольно разнообразную коллекцию. Но чересчур увлекаться этим, однако, не следует. Каждый ученик должен познакомиться со всеми посеянными на участке растениями, и поэтому число их не должно быть очень большим (приблизительно, 10—15 видов).

Рассада огурцов в дернинке, яичной скорлупе и бумажном стаканчике.

 

Состав коллекционного участка будет зависеть и от того, какие семена школа сумеет достать.

В 3 классе начинаются работы по садоводству. Одна из наиболее лёгких и доступных работ по садоводству для маленьких школьников — посадка земляники (клубники) кустиками.

Земляника с укоренившимися побегами (усами ).

 

Высаженная рано весной земляника за лето сильно разрастается и при благоприятных условиях приносит в то же лето немного первых ягод.

Работа ценна в том отношении, что знакомит учащихся с размножением земляники усами .

Если школа уже имеет земляничник, заложенный в предыдущие годы, то всё же необходимо, чтобы каждый ученик 3 класса посадил несколько кустов земляники.

Выращивая крупноплодную землянику, следует разъяснить детям, что землянику в общежитии принято называть «клубникой». Ботаники же клубникой называют другое растение, хотя и похожее на землянику, но отличающееся многими признаками (ягоды более мелкие, тёмнофиолетового или фиолетово-вишнёвого цвета, листья сильно опушены волосиками, иное строение цветка и др.). Следует также рассказать, что имеется очень много различных сортов земляники («комсомолка», «мысовка», «белая ананасная» и др.), и указать, какой именно сорт высаживается детьми в данном случае.

При выращивании земляники на одном и том же участке свыше 4 — 5 лет урожай её значительно снижается. Поэтому на участках, отведённых

Правильная (4) и неправильная (1, 2, 3) посадка земляники.

 

под землянику, вводятся определённые севообороты (6-, 8-, 10-польные) с посевом смеси бобовых и злаковых трав, улучшающих структуру почвы и повышающих её плодородие. Для школьного участка наиболее подходит восьмипольный севооборот: первое поле — овёс с подсевом многолетних трав (клевера и тимофеевки), второе поле — многолетние травы первого года, третье поле — многолетние травы второго года, четвёртое поле — земляника-новосадка, пятое поле — земляника первого года плодоношения, шестое поле — земляника второго года плодоношения, седьмое поле

Посадочный материал малины — плохой (1) и хороший (2).

 

— земляника третьего года плодоношения, восьмое поле — земляника четвёртого года плодоношения.

Применение на пришкольном участке такого севооборота даст возможность в 4 классе при изучении почвы показать учащимся на практике, как надо улучшать почвы согласно учению знаменитого русского учёного-почвоведа В. Р. Вильямса.

Следующая, такая же доступная для младших школьников, работа по садоводству — разведение смородины черенками. Черенок — это часть побега смородины, длиной в 20—25 см, с 4—5 почками. Ранней весной (можно и с осени) до начала роста смородины заготовляют черенки непременно из молодых однолетних побегов. Лучше укореняются черенки из основной и средней части побега, более вызревшей. Сажают черенки весной (во второй половине апреля) наклонно, в глубоко вскопанную почву, оставляя на поверхности 1—2 почки. Запаздывать с посадкой нельзя, так как смородина — растение влаголюбивое и почки её очень рано начинают расти. После посадки рекомендуется покрыть разрыхлённую почву слоем навоза или торфа (мульчирование), который предохраняет почву от высыхания и препятствует развитию сорняков. Мульчирование показывается детям как новый приём воздействия на почву, оказывающий значительное влияние на развитие растений.

К концу лета из черенка вырастает маленький кустик. На следующий год кустик пересаживается на постоянное место в ягодник. Когда ягодник при школе будет засажен, выращенные кустики можно отдавать детям для посадки их на своих приусадебных участках. Каждый ученик должен вырастить 2—3 кустика смородины.

Также вполне доступна для учащихся 3 класса посадка других ягодных кустарников — крыжовника, малины.

Если в школьном саду уже имеются кусты крыжовника, то дети могут сами размножить его отводками, пригнув веточку к земле и присыпав её землёй, что вызывает образование дополнительных корней.

Малина размножается корневыми отпрысками, в изобилии образующимися каждый год.

Учащиеся 3—4 классов могут посадить в пришкольном саду и «косточковые» растения — вишню, сливу, и плодовые деревья — яблоню, грушу. При разведении школьного сада можно привлекать к работам и учащихся младших классов, предоставляя им возможность помогать в работах старшим школьникам.

В процессе выращивания указанных выше различных растений учащиеся 3 класса углубляют и расширяют свои знания. Они воспроизводят и закрепляют в памяти весь путь развития растений от посева семян до созревания новых семян, включая развитие двулетних растений; знакомятся с дополнительными способами размножения (усиками, черенками); узнают различную продолжительность развития растений и различное отношение растений к холоду (на примере помидоров и огурцов), знакомятся, как можно управлять развитием растений различными приёмами воздействия на почву (удобрение, мульчирование) и на растения (пасынкование и др.).

Расширяются знания и навыки детей по выращиванию растений: дети узнают, как вырастить рассаду помидоров и как высаживать их, знакомятся с новыми приёмами (подвязка, пасынкование), узнают, как можно вырастить ранние огурцы, как вырастить и получить семена двулетних растений, знакомятся с разнообразием культурных растений, с возможностью освоения новых для данной местности растений, знакомятся с приёмами разведения земляники, смородины. В этом же году учащиеся знакомятся и с севооборотом.

В 3 и 4 классах продолжается работа по уходу за питомником древесных растений.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment