Каждый ученик должен знать цель экскурсии. Учитель заранее знакомит детей, куда и зачем они пойдут, что надо наблюдать на экскурсии, какой материал собрать для дальнейшей работы в классе. Для того чтобы возбудить у детей интерес и внимание, целесообразно при сообщении детям цели экскурсии поставить перед ними несколько вопросов, ответ на которые они смогут дать только в результате наблюдений, сделанных на экскурсии. Так, например, перед экскурсией на почвенное обнажение можно поставить перед детьми такие вопросы: Какого цвета земля сверху? А если будем копать глубокую яму, будет ли земля всё время одинаковая? Что находится под верхним слоем? Какой толщины этот верхний слой? Как глубоко уходят в землю корни травы, деревьев? и т. д.
Особое внимание следует уделить вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия — это тот же урок, только проводится он не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Особенная осторожность нужна в тех случаях, когда приходится пересекать улицу или шоссе с большим движением, железную дорогу или ехать в трамвае, поезде, переходить речку по мосткам и т. д. Если экскурсия проводится не впервые, всё же не мешает напомнить детям правила поведения, сделав особое предупреждение тем детям, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова