1. Установление цели и содержания экскурсии . Каждая экскурсия должна иметь вполне определённую цель, вытекающую из требований программы. В соответствии с целью, намечаются и место экскурсии и объекты, которые будут изучаться.
Цель и содержание экскурсии должны быть определены конкретно, чтобы было видно, для чего проводится экскурсия, какие знания должны получить учащиеся на экскурсии и какой материал должен быть собран на экскурсии для дальнейшего изучения в классе.
2. Пополнение учителем своих знаний по вопросам, которые будут затронуты на экскурс ии . Как бы ни казался известным материал экскурсии, учителю необходимо проверить свои знания по тем вопросам, которые будут затронуты на экскурсии.
Для пополнения знаний необходимо просмотреть научную литературу и получить консультацию у специалистов (у агронома, огородника, садовода, геолога, краеведа и т. п.). Лучшим способом подготовки учителя к проведению экскурсии с детьми является экскурсия на эту тему самих учителей под руководством специалиста (преподавателя средней школы, агронома и пр.). Такого рода учительские экскурсии должны устраиваться местными педагогическими кабинетами в порядке оказания практической помощи учителю.
4. Подготовка оборудования . Учителю следует тщательно продумать, какое оборудование и в каком количестве необходимо взять с собой на экскурсию. Отсутствие или недостаточное количество оборудования часто срывает нормальный ход экскурсии и отражается на дисциплине учащихся. Часть оборудования дети могут принести с собой из дома. Об этом им надо сказать не накануне, а за несколько дней до проведения экскурсии. Точно так же заранее надо начать приготовление самодельного оборудования. Всё оборудование должно быть готово и проверено учителем уже накануне экскурсии.
5. Составление конкретного плана экскурсии . Свою подготовку учитель заканчивает составлением краткого, но конкретного плана экскурсии, содержащего в себе следующие разделы: а) тема экскурсии; б) краткое содержание знаний, которые должны получить учащиеся; в) последовательный ход экскурсии, основные вопросы-задания, которые будут даны учащимся для общей и индивидуальной работы, краткое содержание заключительной беседы; г) оборудование.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова