Наблюдения и практические занятия в уголке природы в начальных классах

nablyudeniya i prakticheskie zanyatiya v ugolke prirody v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Приведём примерный перечень наблюдений и практических занятий, связанных с учебной работой в школах средней полосы Европейской части СССР.

1 класс.

О с енью учитель организует детей для сбора различных предметов, необходимых для уроков по изучению природы. Дети выполняют эту работу обычно с большим интересом и рвением. По заданию учителя приносят в уголок легко доступные для сбора природные предметы и приготовляют из них несложные коллекции или размещают их на хранение в коробках, ящиках, пакетах, конвертах, папках.

О бъ екты н ежив о й пр ир од ы . В связи с тем, что уже при обучении грамоте детям встретятся в букваре слова, обозначающие объекты неживой природы (соль, сода, мел, сера, глина, песок, уголь, олово) надо в начале учебного года запастись этими предметами с тем, чтобы в своё время использовать их на уроках.

Образцы песка и глины, кусочки металлов, черепки посуды, уголь — всё это прекрасные наглядные пособия на занятиях.

Дети приносят перечисленные предметы в класс, подыскивают и мастерят для них коробки, конверты, пакеты, внимательно рассматривают каждый предмет и сдают его учителю. Всё принесённое аккуратно размещается на столе уголка природы для того, чтобы оно постоянно находилось перед глазами детей.

Растения . В связи с осенними экскурсиями в лес (парк, бульвар, общественный сад) дети приносят для уголка природы засушенные ими листья деревьев и кустарников и приготовляют простенькие коллекции (например, «Берёза», «Дуб» и др.).

Надо учесть, что в букварях дети встретятся со следующими словами: липа, осина, ива, берёза, дуб, тополь. Поэтому и на экскурсиях и в работах детей для уголка природы эти деревья должны занять видное место.

Разнообразные работы могут выполнить дети с листьями деревьев и кустарников. Например, подобрать листья одного дерева, но разной величины (от самого маленького до самого большого) и разной окраски (летней, осенней); подобрать листья разных деревьев, резко отличающиеся своей формой (например, листья берёзы, клёна, дуба, рябины) и своей осенней раскраской; подобрать к данному листу образец коры и плод этого же дерева (жёлудь к листу дуба, орех к листу орешника и др.). Высушив все эти листья, дети приготовляют из них несложные коллекции (листья приклеиваются или прикрепляются нитками к картону или к толстой бумаге).

Для использования на уроках в букварный период (при изучении отдельных букв азбуки) необходимо иметь в уголке природы жёлуди, орехи, зерно, пшено, колосья ржи или пшеницы, шишки сосны и ели, образцы коры разных деревьев (в первую очередь — берёзы). Всё это можно легко запасти осенью, ещё в добукварный период.

Для подкормки птиц зимой заготовляются такие корма, как, например, семена конопли, крапивы, овса, плоды рябины, бузины, можжевельника, липы, клёна, ясеня.

Осенью учитель подбирает для уголка природы 3 — 4 вида комнатных растений и организует детей для выполнения несложных, но регулярно повторяющихся работ по уходу за этими растениями и наблюдению за их состоянием.

Животные . Прежде всего следует устроить в уголке природы небольшой аквариум.

Для учащихся 1 класса достаточно иметь в аквариуме 2 — 3 вида рыб (в первую очередь — карасей, поскольку они очень легко приживаются в аквариумах) и немного самых распространённых в данной местности растений стоячих и медленно текущих вод (например, несколько веточек элодеи, кустик перистолистника, немного ряски).

В конце 1-й четверти учебного года дети под руководством и с помощью учителя готовят макет на обобщающую тему «Осень».

Зимой продолжается начатый осенью сбор для уголка объектов неживой природы и изделий из них. Ведётся работа по размещению этих образцов на хранение и оформление их в виде коллекций и наборов раздаточного материала.

Проводятся наблюдения и опыты с замерзанием воды, таянием снега и льда.

После зимней экскурсии в лес (парк) оформляется на листе бумаги или картона коллекция веток деревьев и кустарников, изучавшихся во время экскурсии.

Продолжаются наблюдения и уход за комнатными и водными растениями (состояние растений, появление болезней и вредителей; уход — обтирание листьев и горшков); за животными — обитателями аквариума (наблюдения за их поведением, кормление, смена воды).

С помощью учителя изготовляется простейший кормовой столик или очень простенькая по конструкции кормушка для зимующих птиц. Столик или кормушка устанавливается в удобном для наблюдений месте. Организуются подкормка зимующих птиц и наблюдения над ними.

В конце зимы дети под руководством и с помощью учителя приготовляют макет на обобщающую тему «Зима».

В е сной уголок пополняется объектами неживой природы, легко доступными для сбора: окатанные водой камешки (галька), речной песок, створки раковин и пр.

Ведутся наблюдения за распусканием почек на ветках, поставленных в банки с водой. Делаются зарисовки. Высаживаются в грунт ветки, на которых образовались корни.

Выращивается лук на перо (часть луковиц сажается в ящик, часть помещается в широкие горлышки банок с водой; во втором случае луковицы получают одну воду).

Изучается внешний вид семян, распространённых в данной местности цветочных и овощных растений, приобретается умение различать эти семена. Приготовляются коллекции и наборы раздаточных материалов для предметных уроков.

Производится посадка в цветочные горшки рано-цветущих растений, принесённых с весенней экскурсии в лес; ведутся наблюдения за дальнейшим их развитием и ростом и уход за этими растениями.

Продолжаются наблюдения и уход за комнатными и водными растениями.

Дети принимают посильное участие в проведении Дня леса.

Продолжаются наблюдения и уход за животными — обитателями аквариумов. Аквариумы пополняются новыми представителями водных животных.

Дети принимают участие в проведении Дня птиц.

К концу учебного года оформляется макет «Весна», обобщающий наблюдения детей и включающий в себя собранный ими природный материал.

2 класс.

Ос енью в связи с экскурсиями на огород приготовляются коллекции семян цветочных и овощных растений и наглядные таблички: «Овощные растения», «Что мы едим у овощей», «Хлебные растения». И коллекции, и таблички используются учителем на уроках как наглядные пособия.

Принесённые с экскурсий сорняки помещаются вместе с комами земли в цветочные горшки для наблюдения за их дальнейшим развитием и ростом. Кроме того, приготовляется гербарий самых распространённых сорняков, а также коллекция семян и плодов сорных растений.

Собираются семена плодовых деревьев (яблони, груши, сливы, вишни) и кустарников (смородины, крыжовника, малины), а также плоды и семена лесных деревьев (клёна, липы, ольхи, ясеня) и кустарников (орешника, боярышника). Изучается внешний вид семян. Приготовляется коллекция.

Организуется зимнее хранение семенников корнеплодов и кочерыжек капусты.

Заготовляются растительные корма для подкормки зимующих птиц.

Продолжаются наблюдения и уход за комнатными и водными растениями.

Ведутся наблюдения за гусеницами капустной белянки (внешний вид, движения, питание, окукливание), а также наблюдения за слизнями (внешний вид, движения, питание).

Организуется сбор веток плодовых деревьев с кольцами яичек кольчатого шелкопряда. Ветки хранятся до весны (в холодном помещении), весной из яичек выйдут гусеницы.

Ведутся наблюдения за полезными для огорода животными — лягушкой, жабой (внешний вид, движения, питание).

Продолжаются наблюдения и уход за животными — обитателями аквариумов и террариумов.

З им ой — в связи с зимней экскурсией в лес (парк) изучаются зимние ветки деревьев и кустарников. Приготовляются коллекции веток для вывешивания их в классе.

Приготовляется наглядная табличка «Лес зимой».

Продолжаются наблюдения и уход за комнатными и водными растениями.

Приготовляются кормушки и кормовые столики для зимующих птиц. Организуются наблюдения и подкормка зимующих птиц.

Продолжаются наблюдения и уход за животными — обитателями аквариумов и террариумов.

В есной — проводятся наблюдения за распусканием почек на поставленных в воду ветках плодовых деревьев и кустарников, за прорастанием семян.

Ведутся наблюдения за ростом и развитием собранных осенью бережно хранившихся зимой и высаженных теперь в горшки и ящики семенников овощных растений.

Выращивается рассада цветочных и овощных растений для озеленения школы и для высадки в грунт на пришкольном участке.

Продолжаются наблюдения и работы по уходу за комнатными и водными растениями.

Дети принимают участие в проведении Дня леса.

На материале осенних и весенних экскурсий в плодовый сад дети наблюдают за развитием гусениц боярышницы и кольчатого шелкопряда (на юге — также златогузки).

Ведутся наблюдения за прилётом птиц и запись дат прилёта.

Дети участвуют в изготовлении и развешивании скворечниц и в проведении Дня птиц.

Продолжаются наблюдения и работы по уходу за животными — обитателями аквариумов и террариумов. Аквариумы и террариумы пополняются растениями и животными.

3 класс.

О с ень ю в связи с экскурсиями в поле приготовляется коллекция почв колхозных полей.

Приготовляются коллекции и наглядные таблицы в связи с экскурсией в поле: семена, колосья, полуснопики (т. е. растения без корней), и снопики хлебных злаков; гербарные экземпляры кормовых трав; образцы льна (растения целиком); макет «Поле».

Оформляется коллекция из материалов, принесённых с экскурсии на молотьбу.

Заготовляются растительные корма для подкормки зимующих птиц.

Продолжаются наблюдения и работы по уходу за комнатными и водными растениями.

Ведутся наблюдения и уход за животными — обитателями аквариумов и террариумов.

З им ой приводятся в порядок накопившиеся в уголке материалы. Изготовляются коробки и надписи для собранных образцов, приготовляются новые коллекции, составляется план дальнейших сборов.

Приготовляются коллекции кормов для сельскохозяйственных животных (образцы сена — лугового, клеверного, викового; соломы — яровой и озимой; мякины, зернового корма и др.).

Продолжаются наблюдения и работы по уходу за комнатными и водными растениями.

Устраиваются кормушки и кормовые столики для зимующих птиц. Проводится подкормка птиц и наблюдения за ними.

Приготовляются наглядные таблички: «Что получают от коровы?», «Какую пользу приносит лошадь?», «Собака на службе человека» и др.

Ведутся наблюдения и уход за животными — обитателями аквариумов и террариумов.

В е сной организуется сбор образцов горных пород и различных металлов для изучения их в следующем учебном году. Оформляются коллекции и наборы раздаточного материала.

Определяется всхожесть посевных семян школы и колхоза. Ведутся наблюдения и уход за посеянными в ящики семенами деревьев и кустарников.

Продолжаются наблюдения и уход за комнатными и водными растениями, производится пересадка их и черенкование.

Дети принимают активное участие в проведении Дня леса.

После экскурсии на водоём проводятся наблюдения и работы, связанные с содержанием, уходом и кормлением принесённых с экскурсии водных животных.

Дети ведут наблюдения за развитием лягушечьей икры; за личинками стрекоз, комаров и ручейников; улитками и рыбами: внешний вид, движения, питание (у ручейников — и постройка «домиков»).

Продолжаются наблюдения и работы по уходу за животными — постоянными обитателями аквариумов и террариумов уголка.

Дети принимают активное участие в проведении Дня птиц.

4 класс.

Осенью организуется сбор песка различного цвета и разной крупности песчинок: песок крупный (так называемый гравий, употребляемый в строительной практике) и мелкий; жёлтый, красноватый, белый.

Собираются и образцы изделий из песка — куски стекла разного цвета, и из песчаника — куски брусков для точки инструментов, обломки точильных камней. Если в районе школы встречаются песчаники, то необходимо также собрать их образцы.

Образцы песка, песчаника и изделий из них используются на уроках как раздаточный материал. Хранятся они в коробках или небольших ящиках.

Собираются и различные сорта глины, встречающиеся в районе школы (например, кирпичная, гончарная, фарфоровая), а также и глины различной окраски (красная, жёлтая, зелёная, голубая, белая).

Попутно собираются и образцы изделий из разных сортов глины — куски кирпича разных цветов, черепки глиняной, фарфоровой и фаянсовой посуды. Черепки (так же, как и куски стекла) надо обязательно хорошо вымыть и продезинфицировать в растворе марганцевокислого калия.

Если в районе школы имеется глинистый сланец, то образцы его также собираются и используются как раздаточный материал.

Осенью следует собрать образцы гранита и его составных частей.

Чтобы показать детям разнообразие внешнего вида гранита, следует отбирать куски разного цвета (например, красного, серого) и с частицами различной величины (например, крупнозернистый и мелкозернистый гранит). Некрупные валуны разбиваются молотком на небольшие куски, из которых и отбираются лучшие, т. е. куски с ясно видимыми составными частями гранита.

Надо собрать и образцы гранитных галек — округлых камешков, окатанных водой или льдом. Этот материал пригодится при рассказе детям о работе воды и льда в природе.

Образцы гранита (как и других минералов и горных пород), предназначенные для практических работ учащихся, следует собрать в количестве 40—50 кусков с тем, чтобы на уроке каждый учащийся получил по образцу. Два-три образца следует взять покрупнее (размером примерно с чайный стакан), — они нужны на уроках повторения и при устных опросах учеников.

Куски кварца и полевого шпата (если они встречаются в районе школы) собираются попутно при сборе гранита.

Образцы слюды в природных условиях найти трудно. Пластинки слюды можно взять от старых керосиновых кухонь (керосинок).

Собираются и известняки: образцы обыкновенного известняка разной плотности (рыхлый, плотный) и разной окраски (белый, серый, розовый, тёмный) и образцы так называемого раковинного известняка. Надо запастись также образцами мрамора, использовав осколки от разбитых мраморных настольных досок, умывальников, крышек для пресс-папье и других изделий.

Если имеется возможность, необходимо также собрать образцы торфа и каменного угля.

Без особого труда можно собрать образцы металлов среди так называемого бросового материала — испорченных металлических изделий и остатков от работ с металлами. Нужны образцы чугуна, железа, стали, меди, алюминия, свинца, олова, цинка. Желательно иметь также образцы широко распространённой латуни (сплава 1 части цинка с 2 частями меди).

Образцы чугуна можно получить, расколов на куски испорченную сковородку. Образцами железа могут служить куски печной проволоки, гвозди, куски листового (кровельного) и обручного (применяемого при изготовлении обручей для бочек) железа. В качестве образцов стали можно использовать ученические перья, куски пружин от испорченных будильников, стенных часов, патефонов, безменов. Образцами алюминия служат куски испорченной алюминиевой посуды, поломанные ложки, остатки алюминиевого провода; образцами меди — звонковая проволока; латуни — куски испорченных латунных изделий; свинца — старые пломбы.

Количество образцов каждого металла постепенно доводится до 40—50 штук, с тем чтобы на уроках обеспечить ими (после обязательной дезинфекции) всех учащихся. Образцы следует хранить в отдельных коробках с надписями.

Если в уголке мало (или совсем нет) образцов местных почв, надо обязательно их. собрать, чтобы можно было заблаговременно подготовить их к урокам по теме «Почва».

В связи с уроками по теме «Вода» приготовляются различные фильтры и производится очистка воды от мути, повторно наблюдаются явления растворимости (на других, по сравнению с показанными на уроках, веществах), изготовляются модели водяных и паровых колёс и турбин и проводятся наблюдения за их работой.

Продолжаются наблюдения и работы по уходу за растениями и животными — обитателями уголка. Организуется сбор семян древесных и кустарниковых растений.

З им ой из собранных осенью образцов глины приготовляется коллекция на тему «Что делают из глины». На кусок картона приклеиваются или прикрепляются нитками коробочки от спичек (без крышек), наполняются глиной разного цвета и заклеиваются прозрачным целлофаном. Ниже образцов глины прикрепляются кусочек кирпича и черепки глиняных изделий.

По такому же плану оформляется и коллекция на тему «Что делают из песка», т. е. сначала помещаются образцы песка, а затем изделий из него.

Приготовляется коллекция на тему «Гранит и его составные части». Сначала образцы располагаются на листе картона в определённом порядке, намечаются места для заголовков и надписей, заготовляется клей, иголка с суровей ниткой (а если картон толстый, то и шило). Заготовив нужные надписи, приступают к оформлению коллекции, прикрепляя образцы нитками. Полоски бумаги с надписями приклеивают конторским клеем или клейстером. Образцы глины и песка помещают в спичечные коробки и закрывают целлофаном; коробки приклеиваются к картону.

Приготовляется гашёная известь, извёстка, известковое тесто, известковое молоко и известковая вода. Извёсткой скрепляют кусочки кирпича, кирпичи белят известковым молоком; известковая вода используется при опыте, показывающем наличие углекислоты в выдыхаемом воздухе.

Из собранных осенью образцов металлов приготовляется коллекция, которую можно использовать в дальнейшем как «определитель металлов». На картоне или в коробке в последовательном порядке размещаются, например: кусок чугуна, полоска листового железа, лезвие безопасной бритвы, кусок медной проволоки, небольшой кусок тонкой латунной цепочки от стенных часов — «ходиков», ручка алюминиевой ложки, кусок олова и свинцовая пломба.

Следует учесть, что для обнаружения цвета и блеска старых металлических изделий и кусков раздаточного материала необходимо очистить их поверхность наждачной или «стеклянной» (употребляемой столярами) бумагой. Если этого не сделать, дети не увидят цвета и блеска, характерных, например, для стали, меди, латуни, олова, свинца.

В связи с уроками по теме «Воздух» повторяются отдельные опыты, показанные в классе, изготовляется флюгер для наблюдений за направлением ветра и бумажные вертушки и «змейки» для опытов с тёплым воздухом, а также модели ветряных двигателей, парусных судов, фонтанов, сифонов.

Весной в связи с экскурсией на почвенное обнажение приготовляются коллекция (почва; подпочва, материнская порода) и макет (разрез почвы).

Производится простейший механический анализ почвы и оформляется простенькая коллекция: образец почвы, подвергнутый анализу, выделенные из почвы перегной, песок и глина; количественные результаты анализа.

Приготовляются и проверяются (прежде чем показать их на уроках) приборы для демонстрирования явлений влагоёмкости, водопроницаемости и капиллярности почвы.

Продолжаются наблюдения и работы по уходу за растениями и животными — обитателями уголка.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment