Проведение экскурсии в начальных классах

provedenie ekskursii v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Приведя детей к месту экскурсии, следует собрать их и в краткой беседе напомнить цель экскурсии и задания, которые должны быть выполнены учащимися. После этого можно приступить к изучению намеченного материала.

Центральным моментом всякой экскурсии в природу является наблю – дение . Основная задача учителя на экскурсии организовать наблюдения детей, т. е. направить их внимание на существенные стороны изучаемого объекта или явления. Это достигается путём постановки перед детьми ряда вопросов-заданий, заставляющих детей внимательно рассмотреть весь предмет или явление в целом, сравнить его с другими предметами, найти сходство и отличия, рассмотреть его части и т. д. Содержание и система вопросов всецело определяются целью экскурсии.

Приведём пример. На экскурсии в лес учитель должен был познакомить детей с наиболее распространёнными деревьями и кустарниками. Приведя детей на место экскурсии, учитель предложил им осмотреть лес, найти знакомые деревья и кустарники и подготовить ответ на вопрос, как они узнали то или иное дерево или кустарник. После небольшой паузы учитель предложил одному из учащихся показать и назвать какое-нибудь знакомое дерево. Ученик показал и назвал берёзу.

Учитель . А как ты её узнал?

Ученик . По коре — у неё кора белая с чёрными пятнами. Ещё по листьям — у неё мелкие листья с зубчиками.

Учитель спросил, все ли дети согласны с ответом товарища. Получив утвердительный ответ, он со своей стороны подтвердил его правильность и вызвал следующего ученика, который показал и назвал липу и правильно отметил её характерные отличительные признаки. Третий ученик, показывая сосну, назвал её ёлкой и в качестве признаков, по которым он узнал, что это ёлка, указал на наличие иголок и шишек. Учитель снова обратился к детям: все ли согласны с ответом товарища? Мнения детей разошлись. Одни присоединились к ответу товарища, другие оспаривали его, говоря, что это сосна, а не ель. Учитель вызвал одного ученика, назвавшего это дерево сосной, и предложил ему рассказать, почему он думает, что это сосна, а не ель. Ученик ответил:

— У ели иголки не такие — они короче. И шишка у ели длинная, а у сосны маленькая и покруглее.

Учитель предложил всем внимательно рассмотреть ель, которая росла тут же поблизости, сравнить её с сосной. Отвечая на вопросы учителя, дети обратили внимание на различное расположение ветвей у сосны и ели, на различный общий вид этих деревьев, на различие хвои, шишек, коры. Так учитель, организовав наблюдения детей, уточнил представления учащихся о деревьях леса. Таким же путём он ознакомил учащихся и с кустарниками.

Наблюдая конкретные предметы, и явления, отвечая на вопросы учителя, дети могут давать и ошибочные ответы, делать неправильные выводы и заключения из наблюдаемых фактов.

В этих случаях учитель должен помочь учащимся путём дополнительных наблюдений, сравнений осознать допущенную ошибку, подметить противоречие между высказанным суждением и наблюдаемыми фактами и подвести детей к правильному выводу.

Покажем это на примере той же экскурсии в лес. Рассмотрев с детьми ряд деревьев и кустарников, учитель перешёл к выяснению характерных общих признаков дерева и кустарника. Подведя детей к месту, где росли рядом дерево и кустарник, учитель предложил детям сравнить их между собой и ответить на вопрос: чем же дерево отличается от кустарника?

После небольшой паузы учитель вызвал одного ученика, который ответил: «Дерево большое, а кустарник маленький». Учитель обратился к другим детям: «Все ли так думают?» Все подтвердили своё согласие с товарищем. Тогда учитель обратил внимание детей на молоденькую маленькую липку, которая росла рядом и была значительно ниже кустарника. Дети знают, что липа — дерево. Они задумались: значит не все деревья больше кустарника. Учитель добавил, что в холодных странах растут маленькие («карликовые») деревья, которые, даже будучи взрослыми, по размерам значительно уступают нашим крупным кустарникам. Таким образом величина оказалась недостаточным признаком для различия дерева от кустарника. Учитель вызвал другого ученика, который ответил: «Дерево толстое, а кустарник тонкий». Путём сравнения с той же молодой липкой учитель помог детям осознать недостаточность и этого признака. Третий из вызванных учеников обратил внимание на то, что «дерево растёт одно, а у кустарников много прутиков». Учитель уточнил этот ответ, введя термин «ствол», которого, как оказалось, не знал никто из детей: «У дерева один главный ствол, от которого отходят в сторону ветки, а у кустарника нет главного ствола, а растёт много ветвистых стеблей». Правильность этого вывода учитель предложил проверить на целом ряде других деревьев и кустарников. Таким образом, на основе наблюдений, сравнений, учитель помог детям установить характерные особенности дерева и кустарника.

В этом примере хорошо видна методика работы учителя: суть её заключается в умелой постановке вопросов, развивающих наблюдательность детей и заставляющих всех задумываться над поставленными вопросами. Учитель не спешит отвергать неверные ответы детей и не сообщает готовых выводов, а путём вопросов, организующих дополнительные наблюдения, сравнения, подводит учащихся к осознанию неправильности сделанных выводов и обобщений.

Так, через ряд ошибочных или неточных суждений, дети под руководством учителя приходят наконец к правильному выводу, основанному на наблюдении, анализе и обобщении конкретных фактов.

Показывая на экскурсии тот или иной объект, учитель должен позаботиться о том, чтобы объект был хорошо виден всем учащимся. Это достигается правильной расстановкой детей вокруг рассматриваемого предмета (кольцом или полукругом).

В процессе работы у детей могут возникнуть различные вопросы, не относящиеся к теме экскурсии. Неопытный учитель, стремясь дать ответ на все эти вопросы, часто упускает основную цель экскурсии. Во время общей работы учитель должен держать детей в рамках темы. Отклоняя посторонние вопросы, учитель предлагает детям запомнить их, чтобы вернуться к ним по окончании работы. В конце экскурсии, или когда заканчивается определённый этап её, учитель предлагает детям задать интересующие их вопросы. Не на все из них нужно давать ответы. Часть вопросов дети могут разрешить сами, проведя дополнительные наблюдения в природе или в школьном уголке природы. Некоторые вопросы могут оказаться слишком сложными для детей данного возраста. Их можно оставить без ответа.

В каждой экскурсии бывают обычно помимо общей работы также моменты самостоятельной работы по заданиям учителя. Наиболее простыми являются задания по сбору материала для дальнейшей работы в классе, например: «Собери листья берёзы», «Собери листья липы», «Собери листья клёна» и т. д.

Работа по таким заданиям не является механической: она требует умения различать листья деревьев по характерным признакам, содействует уточнению представлений о деревьях. Такие задания можно давать даже учащимся 1 класса.

Более сложные задания связаны с наблюдением изучаемых объектов: «Зарисуй обрыв, обозначь на рисунке слои»; «Измерь толщину каждого слоя, запиши»; «Найди овощи с повреждёнными листьями, плодами, поищи виновников этих повреждений».

Ещё более трудными являются задания, которые требуют от учащихся умения сравнивать изучаемые явления, подмечать их сходство и различия, например: «Сравни дерево и кустарник, чем они отличаются друг от друга»; «Сравни сосну и ель, чем они похожи друг на друга и чем отличаются» и т. п.

Наиболее трудными являются задания, требующие от детей умения объяснить то, что они наблюдают, например: «Поищи в траве кузнечиков. Какого они цвета? Легко ли ты их заметил? Какое значение имеет для них такая окраска?» «На крыше сарая растёт маленькая берёзка. Объясни, как она сюда попала».

Предлагая задание, учитель должен сообразовать его с силами учащихся. В старших классах можно для памяти записывать задания в блокнотах. Это делается в классе при подготовке к экскурсии. В младших классах задания даются в устной форме.

Выполнение заданий требует предварительных разъяснений со стороны учителя. Иногда необходимо бывает показать учащимся тот или иной приём работы (например, как выкапывать растения, как пользоваться сачком и т. п.).

Давать ли всем детям одно и то же задание или разные — зависит от характера задания. Если нужно собрать побольше разнообразного конкретного материала, можно дать различные задания. Если же задание имеет целью дать детям определённые знания, предусмотренные программой, разделение труда здесь неуместно, так как все дети должны получить эти знания.

Тема экскурсии

Место экскурсии

Цель экскурсии

 

1 класс Ранняя осень в лесу. Поздняя осень в лесу. Зима.

Весна. Ледоход.

Ближайший лес, парк или бульвар.

Река.

Изучение наиболее распространённых растений, животных,

наблюдение характерных сезонных явлений.

Наблюдение ледохода, разлива реки, разрушительной работы реки.

 

2 класс

Огород осенью.

Сад или парк осенью.

Весеннее пробуждение природы.

Огород.

Сад или парк.

Лес, парк или сад; пруд, река.

Знакомство с овощами, сорняками, вредными и полезными животными огорода, с осенними работами на огороде, достижениями социалистического овощеводства.

Знакомство с садовыми растениями, вредными и полезными животными; осенние работы в саду.

Наблюдение характерных явлений весенней природы, например: таяние снега, образование проталин, ручейков, появление первых цветов, листьев на деревьях, появление

насекомых и т. д.

 

3 класс Огород осенью.

Наши домашние животные.

Дикие животные.

Поле весной.

Огород.

Скотный двор колхоза или совхоза.

Зоопарк.

Поле.

См. 2 класс.

Наблюдение домашних животных, условия их содержания и уход; достижения социалистического животноводства.

Знакомство с дикими животными холодных, умеренных и жарких

стран.

Озимые растения. Весенние сельскохозяйственные работы. Понятие о травопольном севообороте, о механизации сельского хозяйства.

 

4 класс Почва.

Торфоразработки" или Добыча известняка и приготовление извести", или Кирпичный завод" и т. п.

Обрывистый берег

реки, карьер, большая яма, канава и т. п., где хорошо видны слои земли.

Торфоразработки, кирпичный или гончарный завод, каменоломня известняков или другие

местные разработки полезных ископаемых.

Знакомство с залеганием и внешними признаками почвы и подпочвы.

Знакомство с использованием

природных богатств человеком

на примере данного конкретного производства.

 


 

дуемых экскурсий

Время проведения экскурсии

Оборудование

Примечание

Первая половина сентября. Ноябрь.

Декабрь. Май. Апрель.

Корзинки, коробки для

сбора листьев, плодов и семян.

Бутылка для речной воды.

Все 4 экскурсии проводятся в одном и том же месте, чтобы можно было проследить, какие изменения происходят в природе

по сезонам.

Экскурсия проводится в том случае, если поблизости от школы есть река.

Сентябрь

Сентябрь.

Март, апрель или май.

Корзинка для овощей.

Нож перочинный.

Садовый нож или ножницы.

Корзинки или коробки.

Корзинка для сбора материала, совочки для выкапывания растений, нож перочинный или садовый, банки или коробки для насекомых, сачки (водный и воздушный).

 

Сентябрь. Декабрь.

Май.

Май.

Корзинка для овощей. Нож перочинный.

Экскурсии проводятся школами тех городов, в которых имеются зоопарки.

Экскурсии проводятся сельскими школами и теми городскими, поблизости от которых

имеются поля.

Май.

Сентябрь, октябрь или май.

Корзинка, бумага для завёртывания образцов почвы и подпочвенных слоёв, совочек или лопата, метр или рулетка.

Корзинка, коробки, ме

шочки для сбора материалов.

 


При выполнении детьми самостоятельной работы учитель не остаётся пассивным наблюдателем. Он обходит учащихся, обращая особое внимание на отстающих и, если нужно, оказывает им помощь. Но помощь не должна сводиться к подсказыванию готового ответа или к выполнению работы за ученика.

В конце экскурсии следует подвести итоги, вспомнить поставленные перед экскурсией вопросы и дать на них краткий ответ. К формулировке вывода надо привлекать самих детей.

Как на самой экскурсии, так и в заключительной беседе не следует заниматься детальным изучением собранного материала (отдельных камней, растений, животных и пр.): это можно гораздо удобнее сделать в классе. Время экскурсии надо использовать главным образом на изучение такого материала, который в класс не принесёшь или потому, что объект слишком велик, или потому, что его надо рассмотреть в естественной обстановке, например: почвенное обнажение, деревья и кустарники, домашние животные и т. д.

При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться и на оценке дисциплины класса и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования и т. д.). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.

На экскурсии, как мы видели, используются разнообразные виды учебной деятельности: и наблюдения, и беседа, и рассказ учителя, и самостоятельная работа учащихся, и зарисовки, и т. д.

Учитель должен не только хорошо овладеть каждым приёмом в отдельности, но и уметь их правильно сочетать на экскурсии.

В зависимости от цели экскурсии и содержания материала сочетание этих приёмов может быть очень разнообразным. Однако можно указать и некоторые общие принципы построения плана экскурсий:

1.   Подготовку к экскурсии — сообщение её цели, разъяснение заданий и т. д. — следует проводить не на самой экскурсии, а в классе, за день-два до экскурсии.

2.   По приходе на место экскурсии необходима очень краткая вводная беседа, чтобы напомнить детям цель экскурсии и содержание заданий.

3.   Прежде чем переходить к изучению частностей, надо рассмотреть явление в целом (например, общий вид огорода, поля, леса, пруда, торфяника и т. д.). Это лучше всего сделать сообща всем классом под руководством учителя. Здесь уместен бывает краткий рассказ учителя, сообщающий основные сведения об объекте: кому принадлежит огород или поле, его общий размер, как давно начата разработка известняка или торфа и т. д. В рассказе не следует предвосхищать то, что дети могут дальше рассмотреть сами.

4.   Центральным моментом экскурсии является наблюдение объекта или явления. Здесь возможны очень разнообразные приёмы: если материал труден для самостоятельного изучения, учитель ведёт работу со всем классом: задаёт вопрос, выслушивает ответы, исправляет их, задаёт следующий вопрос и т. д. и попутно или в конце даёт задание собрать необходимый для дальнейшего изучения в классе материал.

Если материал нетруден для понимания и у детей уже имеются некоторые навыки самостоятельной работы, можно прямо перейти к работе по заданиям. Задания могут быть индивидуальными или звеньевыми. Прежде чем учащиеся приступят к выполнению заданий, иногда бывает необходимо показать приёмы работы.

Работа по заданиям обычно чередуется с моментами общей работы. По сигналу учителя все собираются, сообщают о результатах наблюдений, показывают материал. Учитель помогает сформулировать вывод, сообщает необходимые дополнительные сведения. Далее снова переходят к самостоятельным наблюдениям и т. д.

5.   В конце экскурсии необходима краткая итоговая беседа: сообщения учащихся, сопровождаемые показом собранного материала, обобщающее слово учителя.

6.   По окончании деловой части экскурсии можно позволить детям позавтракать, отдохнуть, организованно поиграть.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment