Задача советской школы — воспитать людей с коммунистическим мировоззрением. Коммунистическое мировоззрение опирается на научные знания о мире. Всё преподавание в школе должно быть научным. Советская школа не допускает сообщения учащимся ненаучных знаний и ведёт активную борьбу с предрассудками и суевериями, дающими неверное, искажённое представление о мире.
Советская школа должна готовить высоко образованных людей. Образованный в области той или иной науки человек — это человек, прежде всего, хорошо знающий важнейшие факты, достоверно установ- ленны е данной наукой . Без твёрдого знания фактов науки не может быть и речи о серьёзном общем образовании.
Это обязывает учителя при подготовке и проведении уроков тщательно отбирать факты из жизни природы и человеческого общества, не допуская сообщения ошибочных, ложных сведений.
Но можно знать множество фактов и всё-таки не быть образованным человеком. Образование предполагает не простое нагромождение фактов, не простое их запоминание, но и понимание изучаемых предметов и явлений.
Для того чтобы понять какой-нибудь предмет или явление, недостаточно знать его название и уметь отличать по внешнему виду от других предметов. Образованный советский человек не может ограничиться такими поверхностными знаниями. За внешней видимостью предмета он должен видеть его внутр еннюю сущно сть . Это требование относится и к начальному обучению. Так, например, познакомив детей на уроках объяснительного чтения с кошкой, собакой, коровой, лошадью, учитель подводит детей к обобщению и помогает им осознать существенные признаки всех домашних животных (они приносят человеку пользу; человек разводит их, заботится о них — кормит, поит, предоставляет им помещение для жилья).
На основе длительных наблюдений над погодой и сезонными изменениями в природе учитель раскрывает сущность понятия о климате и т. д.
Таким образом, учитель должен вести детей от восприятия внешней видимости предмета или явления к осознанию его внутренней сущности.
Сущность предмета обнаруживается в его связях с другими предметами. Для того чтобы действительно понять предмет или явление, надо изучать его не изолированно, а в связи с другими предметами и явлениями.
Так, например, для того чтобы понять, что такое травоядное животное, надо показать связь травоядных животных с условиями их жизни и питания. Чтобы понять умножение, надо рассмотреть его в связи со сложением. Чтобы понять имя прилагательное, нужно рассматривать его в связи с именем существительным, к которому оно относится, и т. д.
Следовательно, знакомя детей с предметами и явлениями, надо раскрывать простейшие связи явлений природы и человеческого общества в доступных и очевидных для детей формах.
Для того чтобы полно и глубоко понять предмет, надо знать, откуда и как он возник, как и под влиянием чего он изменяется. Рассмотрение предмета в его возникновении, изменении и развитии — важнейшее условие научного познания. Это обязывает учителя знакомить детей в доступной форме (на основе наблюдений, рассказа и т. д.) с развитием изучаемых предметов и явлений.
Так, например, дети могут проследить в живом уголке за развитием растения из семени, развитием побега из почки, развитием плода из цветка, развитием лягушки из икринки, развитием бабочки из яйца й т. д.
В области общественных явлений детям в ряде ярких картин должно быть показано зарождение и развитие революционного движения в царской России, развитие социалистической промышленности, сельского хозяйства, транспорта при советской власти и т. д.
Ознакомление учащихся с достижениями науки и техники покажет им могущество человеческого знания : человек, познавая явления природы и общественной жизни, получает возможность сознательно управлять ими , переделывать мир. Это поможет также предохранить учащихся от слепого преклонения перед стихийными силами природы, от веры в чудеса, от различных предрассудков и суеверий. Излагая основы научных знаний, учитель должен вместе с тем познакомить учащихся на конкретных примерах и с важнейшими методами изучения явлений природы и общества (наблюдения, опыты и т. д.).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова