Основным пособием при обучении грамоте является р азр езная аз – бука . При помощи разрезной азбуки дети производят звуковой анализ

слов и звуковой синтез их элементов: азбука даёт возможность понять, что слово может быть разложено на слоги и звуки (знаками которых являются буквы) и что из звуков, обозначаемых буквами, можно получить слоги и слова. Подвижная азбука является незаменимым пособием при обучении грамоте (письму и чтению) и применяется на всех уроках грамоты при проведении упражнений, предшествующих чтению букваря и письму слов и предложений.
В целях облегчения запоминания букв применяется азбука с рисунками (иллюстрированный алфавит): А — арбуз, Б — барабан, В — вилка, М — мост, Р — рак, С — санки и т. п. Смотря на эти рисунки предметов, дети вспоминают звуковое значение буквы, напечатанной рядом с соответствующим рисунком: название предмета начинается со звука, обозначенного данной буквой.
При обучении грамоте применяются также п од вижны е сло ги (ру, ра, ма, ка, шу, су, му), из которых дети сами составляют слова или добавляют свои слоги к данным слогам так, чтобы получилось какое-нибудь слово (ру-ка, ра-ма, Шу-ра, ша-ры и т. д.). Это упражнение помогает детям овладеть слогом как единицей чтения, т. е. преодолеть тот недочёт в чтении, который называется побуквенным чтением.
Наряду с подвижными слогами в работе по обучению грамоте используются также общеклассные таблицы слогов,применяемых в тех же целях, что и подвижные слоги.
Для укрепления навыка читать слова целиком или по слогам и для усвоения детьми особенностей сочетаемых в словах звуков применяются настенные общеклассные таблицы слов, расположенных по принципу подобия и наращения.


Полезны также таблицы слов, подобранных для проведения упражнений на сопоставление слов по произношению и начертанию
Сопоставление слов в таблицах даёт детям возможность понять особенности звуков (звонких и глухих, твердых и мягких согласных, йотированных и нейотированных гласных и пр.) и способы их обозначения буквами.

На первом этапе обучения грамоте полезным пособием для чтения являются также таблицы рисунков предметов, хорошо знакомых детям, например, шары, сани, рама, рука, кошка и т. д. Под рисунком даются слова с пропущенными буквами или слогами. Глядя на рисунки, дети составляют слова полностью из букв разрезной азбуки.
Таблицы по обучению грамоте могут включать в себя целые предложения и даже небольшие связные тексты. Работа с таблицами проводится обычно перед чтением букваря и является прекрасной подготовкой к этому занятию: дети получают указания, как читать те или иные типы слогов и слов, как переводить указку — вниз или вправо, в каком порядке переходить от одного материала к другому и т. п.
Полезны также таблицы по классификации букв: гласных и согласных (при этом гласные обозначаются красным цветом, а согласные чёрным), а также гласных, пишущихся после твёрдых согласных (верхний ряд) и после мягких согласных (нижний ряд):

Для осмысления акта письма и ускорения выработки навыков правильного изображения букв могут применяться настенны е таблицы письменных букв (строчных и заглавных) и их элементов, а также пр описи (на каждую парту хотя бы по одному экземпляру). Как в таблицах, так и в прописях можно дать (обычно это так и делается) не только буквы и элементы их, но и слова и даже целые предложения.
Для бесед с детьми в период обучения грамоте широко используются картинки , помещённые в букваре. Многие учителя увеличивают отдельные рисунки из букваря и используют их как классные картины для развития речи.