Учитель обязан знать всесторонне каждого своего ученика. Поэтому, не ограничиваясь устным опросом детей и письменными проверочными работами, учитель ведёт систематические наблюдения за успеваемостью отдельных учеников в процессе текущей работы. Спрашивая детей на уроке и наблюдая за их работой, учитель подмечает их успехи или недостатки, затруднения в работе, их интересы и проявления новых качеств у детей в результате развития их психики. Всё это даёт учителю ценный материал, позволяющий ему обеспечить полную успеваемость своих учеников.
Изучение и наблюдение учащихся в процессе работы с ними позволяют учителю вскрыть причины успеваемости, определить уровень развития детей, отношение их к учебным занятиям, установить, в какой мере тот или иной ученик использует имеющиеся у него возможности и свои способности в учении. Изучение детей помогает учителю найти правильный подход к каждому ученику в процессе его обучения и воспитания.
Взяв под наблюдение неуспевающего, учитель ведёт систематическое наблюдение за ним и во время учебной работы, и во время перемен, и на внеклассных занятиях. При наблюдении учитель имеет в виду определённую задачу, например: пронаблюдать, как ученик усваивает и понимает материал, сообщаемый на уроке. Такое наблюдение будет связано с анализом ответов ученика, с изучением его речи, логичности мышления, конкретностью его представлений и понятий и т. д.
Свои наблюдения за отдельными учащимися (так же как и за всем классом) учитель заносит в дневник, причём, в дневник заносятся лишь наиболее ценные факты наблюдений.
Порядок и форма записи фактов наблюдений в дневнике могут быть различными, в зависимости от цели наблюдения и от условий, в которых оно проводится. Помимо записи отдельных фактов как положительных, так и отрицательных, в дневнике необходимо отмечать мероприятия учебного и воспитательного характера, проводимые учителем, и те результаты, которые они дают.
В качестве примера можно привести выдержки из дневника учительницы одной из московских школ.
«Наблюд ение . Букварь не интересует М. Когда дети работают самостоятельно, читают пройденную со мной страницу букваря и составляют слова из букв разрезной азбуки, он отодвигает книгу, смотрит на стену и не работает. Дома М. совсем не берётся за книгу. В классе М. редко поднимает руку, на вызов встаёт медленно и упорно молчит, а иногда шепчет: «Не слыхал». Неудачи и успехи его не волнуют.
Мер оприятия . Решила каждый раз, когда дети самостоятельно читают и работают с азбукой, подсаживаться к М. и помогать ему. Рассмотрели с М. несколько картинок из букваря, рассказала ему их содержание. Читала с М. слова по букварю; закрывая каждое прочитанное слово бумажкой, заставляла М. составлять слово по памяти и потом проверить его по букварю. М. заинтересовался этой работой. Он согласился дома подготовить рассказ по картинке букваря и составить несколько слов по памяти и записать их.
Результат. Домашнее задание М. подготовил хорошо. Принёс из дома картинку. Мы рассмотрели её с ним вместе и составили по ней коротенький рассказ».
«Наблюд ение . М. особенно нравится составлять по картинкам рассказы. Он активен, когда я провожу эту работу с классом. Но всё ещё не проявляет интереса к чтению.
Мер оприятие . Для большего привлечения к работе часто вызывала М. прочесть текст букваря на классном плакате с раскрашенной картинкой. Дала мальчику книгу «Ясли» Александрова и предложила ему придумать коротенький рассказ к каждой картинке и рассказать в классе.
Результат . М. выполнил задание и получил отличную отметку.
Мер оприятие . Предложила М. также хорошо подготовить к следующему уроку чтение по букварю. М. охотно согласился и попросил дать ему ещё книжку с картинками».
Через три месяца в дневнике той же учительницы о мальчике М. было записано:
«Наблюд ение . М. охотно читает книги с картинками. В книжке для классного чтения он с большим вниманием читает иллюстрированные рассказы. М. любит, прочитав рассказ, пересказывать его по картинке. Он много добавляет своего, и это ему хорошо удаётся. Речь его заметно улучшилась, и благодаря этому он и читать стал лучше.
Мер оприятие . Поддерживаю интерес М. к чтению, беседуя с ним о прочитанных книгах. Неуклонно требую от М. выполнения заданий, но при этом слежу за тем, чтобы они были посильны и лишь постепенно усложняю их; тем самым даю возможность М. поверить в свои силы. Привлекаю мальчика к общественной работе, отмечая каждое его достижение. Для этого включила М. в группу более активных товарищей, но ограничиваю число заданий, чтобы внимание М. не разбрасывалось.
Результат . Вначале, следуя примеру товарищей, а потом самостоятельно действуя, М. развивает свои возможности. У него постепенно укрепляется целеустремлённость в работе.
Год М. закончил средним учеником».
Нередко причины неуспеваемости ученика скрываются в душевных его переживаниях.
Ученик С. был очень слаб в арифметике. В классе С. всегда был пассивным, малообщительным и не проявлял жизнерадостности. Учительница часто задумывалась над причиной плохой успеваемости С. Однажды, беседуя с ним, она узнала, что он совершенно одинок: отец погиб на фронте, мать им не интересуется, товарищей у него нет.
Внимание со стороны учительницы и матери изменило отношение мальчика к учению.
Наблюдение за детьми необходимо вести, разумеется, не только в классе, но также и вне урока (во время перемен и на внеклассных занятиях) и вне школы — во время экскурсий, при выполнении учеником практических работ и общественных поручений, а также в семье и в кругу товарищей.
Помимо данных наблюдения, учитель использует для характеристики учащихся их рабочие тетради, сочинения, рисунки, данные врача о состоянии здоровья, данные наблюдения вожатого, родителей. Если личные наблюдения учителя недостаточны для того, чтобы сделать вывод относительно причин, лежащих в основе того или иного поведения ребёнка, рекомендуется дополнительно побеседовать с учеником, побывать у него дома, поговорить о нём с родителями и близкими.
В конце года учитель систематизирует материалы своих наблюдений, сопоставляет их с данными, полученными путём бесед, анализа детских сочинений и других материалов, составляет педагогическую характеристику каждого учащегося. Такая характеристика хранится в личном деле ученика.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова