Наблюдения над погодой в начальных классах

nablyudeniya nad pogodoj v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Наблюдения над погодой являются необходимой предпосылкой для развития у детей представлений об элементах местного климата.

Первоначальные наблюдения над погодой проводятся детьми в первых двух классах в связи с ведением календаря природы. В 3 классе эти наблюдения носят более систематический и углублённый характер. Дети наблюдают погоду ежедневно на протяжении значительного промежутка времени (не менее месяца). Вначале эта работа выполняется под руководством учителя, а в дальнейшем ведётся детьми самостоятельно.

Наблюдения над температурой в оздуха ведутся при помощи термометра. Предварительно учитель знакомит детей с устройством термометра, упражняет их в отсчитывании градусов выше и ниже нуля, показывает, как вести запись найденной температуры.

По термометру, на который падают солнечные лучи, ни в коем случае нельзя определять температуру воздуха. Поэтому термометр устанавливается на северной стороне школьного здания. Для защиты шарика термометра от дождя и снега служит выступ крыши или специально устроенный над термометром навес.

Для наблюдения над ветром можно пользоваться простейшим флюгером или же флажком, прикреплённым к длинному шесту, установленному на крыше. Направление ветра определяется по той стороне горизонта, откуда дует ветер. Ориентирование ведётся по крестовине, укреплённой под флажком. Записывается направление ветра с помощью начальных букв, например: В (восточный), СВ (северо-восточный), ЮЗ (юго-западный).

Регулярных наблюдений над силой ветра дети не ведут. Однако в своих записях они должны отмечать случаи, когда ветер, достигнув значительной силы, мешает идти, сбрасывает головные уборы с прохожих, вызывает низовую метель, ломает деревья и т. п.

О блачность или степень покрытия неба облаками определяется в школьных условиях по упрощённой трёхбалльной шкале.

1.   Ясно . Небо безоблачное, а если имеются облака, то они занимают не больше одной четверти неба. Солнце прячется за такими облаками лишь изредка, всего на несколько минут. Знак для записи — О.

2.   О блачно . Облака занимают от одной до трёх четвертей неба. Солнце то скрывается в облаках, то появляется из-за них. Знак для записи — ®.

3.   Пасмурно . Небо сплошь покрыто облаками, а если в облаках имеются просветы, то они занимают не больше одной четверти неба. Солнце появляется из-за облаков изредка, всего на несколько минут. Знак для записи — .

Для того чтобы дети вели запись выпадающих осадков вполне сознательно, учитель постепенно, в связи с текущими переменами погоды, знакомит учащихся со следующими понятиями.

Дождь . Прежде всего дети должны различать дождевые облака по их внешнему виду. Края у дождевых облаков или туч не имеют резких очертаний и отличаются своей расплывчатостью. Если туча находится далеко, то нередко можно наблюдать под ней косые полосы выпадающего дождя. Если туча расположена по отношению к сияющему солнцу на противоположной стороне неба, то её дождевые капли обычно вызывают образование радуги.

От дождевых облаков отличаются грозовые облака, имеющие вид высоких гор или огромных наковален. Из таких облаков выпадают ливни иногда с градом, одновременно наблюдается гроза.

Дожди бывают слабые, средние, сильные. Слабый моросящий дождь не заставляет прятаться от него. Сильный дождь способен промочить одежду насквозь в течение нескольких минут; он образует на покатостях дождевые потоки и затопляет низины.

Следует также дать детям понятие об обложных дождях и ливнях. Первые отличаются незначительной силой, но продолжаются с небольшими перерывами несколько часов или даже дней сряду и охватывают огромную площадь. Вторые характеризуются обилием влаги, выпадающей за короткое время, проходят полосой и имеют по большей части чисто местное значение.

Обложной дождь и ливень могут дать в итоге одинаковое количество осадков, но почву они увлажняют весьма различно, так как значительная часть ливневых вод стекает по уклону местности. Для того чтобы сравнить сельскохозяйственное значение обложного дождя и ливня, следует по их окончании сделать лопатой вертикальный срез на огородной земле и измерить в сантиметрах потемневший от влаги слой.

Сне г . Обильный снегопад, сопровождаемый сильным ветром, называется верхней метелью. От верхней метели нужно отличать низовую метель, вызываемую тем, что порывами ветра снег поднимается с земли. Нередко обе метели, и верхняя и нижняя, сопровождают друг друга.

Метель нередко порождает снежные заносы, которые задерживают или даже вовсе останавливают движение поездов. Если дети живут близ железной дороги, необходимо непосредственно познакомить их с мерами защиты от заносов (установка щитов, насаждение деревьев вдоль железнодорожного полотна). Желательно также показать детям работу снегоочистителя.

Зимние осадки, постепенно накапливаясь на земной поверхности, образуют снеговой покров. Весеннее таяние снегового покрова обусловливает половодье, во время которого даже небольшие реки делаются пригодными для лесосплава. Огромное значение имеет снеговой покров также и для земледелия. Почва весной впитывает значительное количество талой воды. Именно за счёт этого зимнего запаса влаги возможен урожай в засушливых районах нашей страны.

Для того чтобы предвидеть размеры паводка, необходимо на протяжении второй половины зимы периодически измерять толщину снегового покрова с помощью рейки, разделённой на сантиметры.

В связи с этим необходимо познакомить детей с приёмами снегозадержания, которые применяются в местных колхозах и совхозах. Снегозадержание имеет целью предотвратить сдувание снега с полей в овраги, низины и т. п., а также придать снеговому покрову такую структуру, при которой уменьшился бы поверхностный сток вешних вод и тем увеличилось бы накопление запасов почвенной влаги.

Туман . Под туманом подразумевается нарушение прозрачности воздуха, непосредственно прилегающего к земле. Различают влажные и сухие туманы. Влажные туманы, состоящие из мельчайших водяных капель, в свою очередь, делятся на общие, охватывающие огромные районы, и местные, стелющиеся над реками, озёрами, болотами и т. п. Сухие туманы чаще всего наблюдаются во время летней засухи, они вызываются либо пылью, поднятой ветром, либо дымом от лесных и торфяных пожаров.

Град . Обыкновенно град сопровождает грозу и выпадает из свинцовосерой тучи. Наблюдая град, дети должны установить размеры отдельных градин (с горошину, с вишню и т, п.), а также охарактеризовать причинённый градом ущерб.

Ро са . Росой называются капли, обильно оседающие на почве, траве, листьях кустарников и деревьев после заката солнца при ясном небе и безветрии,

Иней . Иней образуется при тех же обстоятельствах, как и роса, но при температуре воздуха близ земной поверхности ниже 0°.

Гололедица . Гололедицей называется ледяная кора на снегу или почве. Она возникает в холодное время года вследствие попеременного таяния снега и замерзания воды или же вследствие выпадения дождя на сильно охлаждённую земную поверхность.

Для обозначения атмосферных осадков служат следующие значки:

Дождь •• Град А

Снег Роса

Крупа Д Иней и

Туман = Гололедица oZ)

Наблюдения над температурой воздуха и направлением ветра производятся учащимися около полудня, т. е, либо по окончании классных занятий (для первой смены), либо перед их началом (для второй смены). Облачность и выпадение осадков дети отмечают вечером на основании наблюдений, имевших место в течение дня.

З апись наблюдений . Запись наблюдений ведётся каждым учеником отдельно на развёрнутом двойном листке клетчатой бумаги. На первой странице надписываются: наименование школы и класса, фамилия ученика, год и месяц наблюдений.

Вторая и третья страницы служат для записи наблюдений по прилагае-

 

Листы с записями наблюдений периодически проверяются учителем и оцениваются как в отношении аккуратного выполнения всей работы, так и её правильности,

Наряду с указанными выше индивидуальными записями группой учащихся под руководством учителя ведётся также стенной календарь погоды. Этот календарь должен быть хорошо оформленным. На нём, помимо дат и условной записи элементов погоды, помещаются рисунки в красках, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки. Весь этот материал по своему содержанию подбирается таким образом, чтобы он был связан с сезонными явлениями погоды, типичными для данного месяца.

На основе произведённых записей следует решить с детьми ряд вопросов. Так, например, можно дать ответ на вопрос: «Почему температура воздуха всё время менялась?»

Предположим, наблюдения велись в ноябре. Измерив несколько раз длину полуденной тени, дети заметили, что полуденное солнце стало подниматься в конце месяца на меньшую высоту, чем в его начале. Дети также узнали, что на протяжении ноября дни становились короче, а ночи длиннее. С другой стороны, запись температуры позволила установить, что в ноябре становилось всё холоднее и холоднее. Стало быть, укорачивание дней, понижение высоты, на которой находится солнце в течение дня, ведёт к похолоданию.

Однако температура воздуха на протяжении ноября не только падала, но временами несколько повышалась, как бы вопреки надвигающейся зиме. По какой же причине это происходило?

Сопоставим запись температуры воздуха и запись направления ветра. Для этого выпишем на классную доску в один ряд те температуры, которые наблюдались при ветре северного, северо-западного и северо-восточного направлений, а во второй ряд те температуры, которые соответствовали ветру южного, юго-западного и юго-восточного направлений. Эти выписки на классной доске ясно покажут, что при ветрах северной половины горизонта температура воздуха была ниже, чем при ветрах южной половины горизонта. Одни ветры приносят к нам воздух из холодных стран, другие — из тёплых.

Сопоставим далее запись температуры воздуха с записью облачности. Оказывается, что в ясные дни, как правило, было холоднее, а в пасмурные теплее. Объясняется это тем, что за зимние месяцы происходит остывание земной поверхности. А облака при этом играют роль одеяла, которое мешает потере тепла.

Подобным же образом находим связь между выпадением осадков и направлением ветра. Ветры западной половины чаще приносят осадки, чем ветры восточной половины.

Установленные нами связи могут быть использованы для простейших прогнозов погоды.

Первы й пр им ер . Январь. Три дня дул юго-западный ветер. Оттепель. На улице лужи. Но вот ветер изменил своё направление и подул с противоположной стороны горизонта, т. е. с северо-востока. Мы говорим, оттепель должна окончиться, нужно ожидать сильного похолодания.

В тор о й пр им ер . Сильные морозы при ясном небе длятся около недели. Но вот мы замечаем, что с запада сплошной пеленой надвигаются тучи. Это наблюдение даёт нам основание предсказать, что мороз вскоре значительно уменьшится.

По истечении месяца учитель проводит с детьми статистическую обработку накопленного материала: подсчитывается, сколько за месяц было дней с оттепелью; сколько было дней с очень низкой температурой; какие преобладали ветры и т. п.

После детального устного разбора проделанной детьми работы можно предложить им написать домашнее сочинение на тему «Мои наблюдения над погодой».

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment