Мышление в начальной школе

myshlenie v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

В чём сущность процесса мышления, приводящего к обобщению, т. е. образованию понятий, выраженных одним словом или группой слов, и вскрывающего связи, отношения между предметами и явлениями, выражаемые в суждениях?

Ленин, характеризуя основной путь познавательной деятельности человека, указал, что познание идёт от живого , конкретного с о – зерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике . Формирование общих понятий, являющееся одним из основных признаков мышления, требует прежде всего сравнения , установле – ния сходства и р азличия между предметами и явлениями воспринимаемой нами действительности. При этом обычно приходится производить умственный анализ , т. е. или расчленять предмет на части (например, растения — на корень, стебель, листья, цветок), или выделять определённые свойства, признаки — цвет, величину, форму и т. д. Это выделение определённого свойства или признака, общего ряду предметов, требует процесса абстракции или отвлечения от предмета в целом.

При образовании понятия о каком-нибудь предмете или явлении, заключающего в себе целый ряд признаков, общих всем предметам или явлениям данной группы или, как мы говорим, класса, часто требуется связ ать эти признаки или свойства в одно целое , т. е. проделать связанный с анализом процесс мысленного синтеза . Так, понятие об определённой географической зоне может заключать в себе признаки климата, растительности и т. д. Синтезирующая (и одновременно анализирующая) работа мышления требуется и при понимании смысла читаемого текста, условий задачи и т. д.

Суждения о предметах и явлениях мы можем получить и при помощи восприятия (эта стена белая, это дерево — берёза), но для работы мышления характерны те суждения, которые мы получаем не непосредственно, а при помощи умозаключений . Умозаключения иногда обобщают ряд наших конкретных наблюдений (например, «тела расширяются от нагревания»), иногда же являются результатом наших общих знаний о данном конкретном случае (например, «трава утром покрыта росой, значит, ночь была холодная»).

Процесс образования суждений, устанавливающих причинную связь между явлениями, тесно связан с образованием понятий , в которых фиксируются существенные признаки явлений.

Девочка раннего дошкольного возраста, поливающая водой своего любимого щенка и объясняющая матери, почему она это делает («Я хочу, чтобы он больше вырос»), сделала своеобразное умозаключение: она видела, как мать поливает цветы, и на свой вопрос, почему мать это делает, получила аналогичное объяснение. Но её вывод был неправилен потому, что у неё не были образованы понятия о «растении» и о «животном».

Знание существенных связей между явлениями мы получаем в процессе нашей практической деятельности. Это знание позволяет нам предвидеть результаты действия и целенаправленно организовать нашу деятельность. Мы устанавливаем, что обработка и удобрение почвы улучшают урожай, и производим эти действия.

Для самостоятельной работы нашего мышления существенно то, что оно начинается с вопроса, а решение, приводящее к суждению, может начинаться с предположения, связанного с теми знаниями, которые хранит наша память. Предположение мы проверяем наблюдением, анализом того, что наблюдаем, нашими действиями и нередко переходим к другим предположениям. Растение погибло или потому, что было недоброкачественное семя, или потому, что не удобрялась почва, или потому, что были неблагоприятные условия для действия солнечного света, и т. д. Момент постановки вопроса имеет значение и для понимания уже произведённой другими работы мышления, получившей выражение в определённом тексте: о чём говорится в данном отрезке текста, какая связь устанавливается, как обосновывается, и т. д.

Не нужно забывать, что мышление, оперирующее понятиями, не может обо йтись без слов а . Образ предмета, растения, животного и т. п., которых мы не можем назвать, может всплыть в нашем сознании без слова; но понятие, обобщающее целую группу или класс предметов и явлений, требует слова. Умение правильно назвать предмет уже свидетельствует о способности детей отнести этот предмет к определённой группе, классу, т. е. об умении оперировать понятиями. И всё развитие мышления тесно связано с р азвитием речи . Если мысль не выражена в отчётливом словесном суждении, она не развивается. Речь является не только средством сообщения мыслей другому, но и орудием мышления. Отсюда огромное значение речи в процессе учебной работы. Уже при восприятии и наблюдении, например, при показе картины, необходимо, чтобы дети правильно называли то, что изображено на ней; при выполнении арифметических действий называние последних также существенно для их осмысливания.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment