Методические рекомендации к урокам во II классе по основным темам курса

1. В течение первых двух недель занятий должны быть повторены все основные вопросы программы первого года обучения.

1) Знание последовательности чисел от 1 до 20. Умение воспроизводить эту последовательность в прямом и обратном направлениях, начиная с любого заданного числа. Знание того, что, прибавив к данному числу 1, получим число, следующее за ним при счете, а вычтя 1 — число, которое встречается при счете перед ним. Знать место числа 0 в ряду.

2) Умение читать и записывать числа в пределах 20, сравнивать их по месту, которое они занимают в ряду чисел.

3) Знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10, соответствующих случаев состава чисел. При повторении таблиц необходимо вспомнить приемы сложения и вычитания, с которыми дети знакомились на первом году обучения: а) прием прибавления и вычитания числа по частям; б) прием перестановки слагаемых, используемый в тех случаях, когда к меньшему числу прибавляют большее (например, 3 + 6 = 6 + 3); в) прием вычитания, основанный на знании состава числа.

4) Знание состава чисел от 11 до 20 из десятков и единиц, умение дополнить данное число до 10, выполнять сложение и вычитание в случаях вида 16 + 1, 19—1, 10 + 2, 12 — 2, 12 — 10.

5) Умение решать задачи изученных видов (на нахождение суммы, остатка, на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц).

2. Параллельно с повторением пройденного и в неразрывной связи с ним на первых десяти уроках предусмотрено ознакомление детей с рядом новых вопросов, а именно:

1) Знаки > и < и их использование при сравнении чисел.

2) Термины «сумма» и «разность» как названия выражений вида 3 + 2, 5 — 1.

3) Задачи на разностное сравнение чисел. (Дети должны научиться обосновывать выбор действия при решении таких задач с использованием наглядности, а затем, на этой основе прийти к выводу о том, что во всех случаях, когда надо узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

4) Примеры в 2 действия вида 6 + 4 + 3, 11 — 1 — 5, подготавливающие к сложению и вычитанию с переходом через десяток.

5) Представления об отрезке прямой и длине отрезка.

3. Основной задачей изучения темы (работа над которой продолжается в течение всей первой четверти) является осознанное прочное усвоение детьми таблиц сложения и вычитания однозначных чисел. Дети должны усвоить общий прием сложения и вычитания с переходом через десяток. Например, для сложения 8 + 5 определяем, сколько единиц нужно добавить к первому слагаемому, чтобы дополнить его до 10(2), затем на основе знания состава чисел первого десятка (5 — это 2 и 3) выясняем, сколько еще единиц содержится во втором слагаемом (3), и прибавляем их к 10 (10 + 3 = 13). Аналогично для вычитания: 12 — 7 = 12 — 2 — 5. Однако здесь важно научить детей пользоваться приемом, основанным на знании состава чисел (12 — это 7 и 5, значит, 12 — 7 = 5). Учащиеся должны знать на память все случаи из таблицы сложения и на этой основе выполнять вычитание.

4. Параллельно с изучением табличного сложения и вычитания продолжается работа по обучению детей решению задач. В этой теме предусмотрено рассмотрение задач на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного уменьшаемого. Дети должны научиться решать их на наглядной основе. (Без обозначения неизвестного буквой и составления уравнения!) Например: «На столе лежала пачка тетрадей. Когда из этой пачки взяли 8 тетрадей, в ней осталось 10 тетрадей. Сколько тетрадей было в пачке сначала?» Задача иллюстрируется практически, и дети объясняют решение так: «Чтобы узнать, сколько тетрадей было в пачке, нужно к тем тетрадям, которые остались, прибавить те, которые взяли (вернуть их назад). Поэтому задача решается сложением:10 + 8 = 18. Ответ: в пачке было 18 тетрадей». Аналогично для задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. Дети должны научиться иллюстрировать такие задачи с помощью схематических рисунков (или с помощью счетного материала).

Наглядные пособия.

Демонстрационные.

1. Наборное полотно с 2 рядами карманов, по 10 в каждом.

2. Наборы предметных картинок и карточек с цифрами, знаками действий и отношений: +, —, =, >, <.

3. Таблицы серии «Нумерация чисел от 1 до 10». Авторы: М. И. Моро, С. В. Степанова, Н. А. Янковская.

4. Модели геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты).

5. Модели монет.

6. Линейка метровая, на которой выделены дециметры.

Индивидуальные.

1. Наборное полотно с 2 рядами карманов, по 10 в каждом.

2. Карточки с цифрами, знаками действий и отношений: +, -, =, >, <

3. Набор моделей геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, по 10 фигур каждого вида, и, кроме того, 10 кругов другого цвета).

4. Счетный пенал или касса для хранения счетного материала.

5. Линейка с сантиметровыми делениями.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment