Лабораторно-практические занятия используются преимущественно при ознакомлении учеников с величинами: длиной, весом, емкостью, временем, площадью, объемом и другими, — с их свойствами и способами измерения.
Содержание таких занятий состоит в том, что ученики:
- наблюдают частные значения данной величины,
- сравнивают их различными способами, устанавливая между ними отношения равенства или неравенства,
- убеждаются в необходимости иметь стандартные единицы измерения данных величин,
- непосредственно знакомятся с этими единицами измерения,
- сами изготовляют их на уроках труда,
- производят соответствующие измерения.
Учитель показывает детям способы измерения данной величины; ученики наблюдают процесс измерения; затем сами воспроизводят его, пользуясь различными приборами и инструментами.
Так, например, протекает процесс объяснения, когда ученики знакомятся с мерами длины и учатся измерять отрезки с помощью линейки, циркуля, сантиметровой ленты, рулетки, мерной цепи; когда ученики знакомятся с мерами веса и процессом взвешивания с помощью рычажных и пружинных весов; когда они знакомятся с мерами времени и отсчетом времени по часам на учебных циферблатах и т.д.
Некоторые лабораторно-практические работы проводятся фронтально, причем все дети выполняют один и тот же вид работы, например, при измерении и черчении отрезков; другие же работы выполняются группами или звеньями учащихся, например при обучении детей взвешиванию, при выполнении измерительных работ на местности.
Значение таких работ заключается в том, что они ставят детей лицом к лицу с мерами и процессом измерения, благодаря чему у них вырабатывается точное представление о каждой мере и приобретаются ценные практические навыки.