Коллективность и индивидуальный подход в обучении

kollektivnost i individualnyj podhod v obuchenii Обучение в советской школе

Учитель ведёт занятия не с каждым учеником отдельно, как это было, например, в средневековой школе, а с коллективом учащихся класса. Причём это делается не только из экономических соображений или в целях удобства для учителя, но в первую очередь в педагогических це – лях . Классный коллектив не есть механическая сумма отдельных учеников, а своеобразный общественный организм, который живёт и развивается по своим особым законам, создавая наиболее благоприятную среду для учебной работы и развития каждой индивидуальности.

Коллектив создаётся на общем деле. Основным делом классного коллектива является учение. Но, кроме учения, у классного коллектива есть и другие дела и интересы: внеклассные занятия наукой, техникой, искусством, спортом, организация культурного отдыха, участие в жизни школы и общественной жизни страны. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность коллектива, тем шире поприще для активных проявлений детей, тем полнокровнее жизнь коллектива. В процессе коллективной жизни и деятельности складываются правильные отношения детей друг с другом и детей с учителем. Хорошо слаженная и содержательная жизнь коллектива — одно из важных условий успешного обучения.

Детский школьный коллектив является частью советского общества. Его жизнь тысячами нитей связана с жизнью Советской страны. Этим определяется идейная направленность, моральный облик и общий дух коллектива советских школьников. Этим отличается коллектив советских школьников от коллектива учащихся в буржуазной школе, построенного на основах личного успеха, конкуренции, праве сильного и других принципах буржуазной морали.

Каждый учитель должен уметь организовать целеустремлённую и содержательную жизнь детского коллектива и управлять её развитием. Только при этих условиях он сможет успешно разрешать стоящие перед ним учебно-воспитательные задачи.

Само собой разумеется, что хотя при классно-урочной системе стремятся помещать в класс детей с одинаковым уровнем развития и подготовки, однако фактически такого равенства никогда не бывает.

Всегда между учащимися одного и того же класса, даже если этот класс ведёт один и тот же учитель в течение ряда лет (т. е. подвергает всех детей одним и тем же педагогическим воздействиям), бывают значительные различия в уровне развития и подготовки. Не учитывать этого обстоятельства нельзя, иначе дети с недостаточным уровнем развития и слабой подготовкой отстанут от класса и превратятся в неуспевающих.

Поэтому, говоря о доступности учебного материала для учащихся, советская дидактика рекомендует учителю сообразоваться не только со средним уровнем развития и подготовки всего класса, но и с индивидуальными особенностями отдельных детей.

Таковы дидактические основы обучения в советской школе. Организуя обучение на этих основах, учитель сможет успешно выполнить стоящие перед школой учебно-воспитательные задачи.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment