Классная мебель в начальных классах

klassnaya mebel v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Классная мебель должна отвечать требованиям школьной гигиены и способствовать правильной организации работы учащихся и учителя. Заведующему школой и учителю необходимо знать устройство классной мебели, правила её размещения и использования.

Парта

Принятая для школ конструкция парты создаёт основные условия для соблюдения учащимися правильной посадки во время занятий; размеры её соответствуют пропорциям тела ученика.

Верхняя доска (крышка) имеет наклон в 14°. Благодаря этому ученик уже при небольшом наклоне головы хорошо видит тетрадь или книгу.

Край крышки парты, обращённый к ученику, располагается на уровне его локтя (примерно на 2 см выше локтя) . Это даёт ученику возможность во время письма положить непринуждённо оба предплечья на парту без опускания или подымания плеч.

Благодаря наклону и соответствующей высоте крышки парты тетрадь (книга) лежит перед учеником на нормальном расстоянии от глаз — 30— 35 см.

Спинка скамьи по своему профилю и высоте соответствует поясничному изгибу позвоночника ученика. Расстояние от края парты до спинки (дистанция спинки) лишь на несколько сантиметров более поперечника туловища. Благодаря этому ученик при письме и чтении может использовать спинку как опору и перенести на неё часть тяжести туловища (при добавочной опоре на спинку скамьи сидящий человек менее устаёт).

Ширина сиденья делается не менее /3 длины бедра. Благодаря этому тяжесть тела распределяется на достаточную площадь опоры.

Чтобы данная ширина сиденья не вызывала чрезмерного удаления спинки скамьи, сиденье заходит за край крышки парты на 4—5 см. 2

При поднимании подвижной части крышки парты между скамьёй и неподвижной частью крышки образуется свободное пространство. Таким образом, при ответе ученик может встать, не выходя из-за парты и не мешая соседу. Учитель должен приучить детей вставать и садиться, подымать и опускать крышку парты без шума.

Сиденье (скамья) находится на высоте подколенной впадины ученика; таким образом, ученик может плотно, всей ступнёй опереться на пол (или подножку). Голень и бедро при этом находятся под прямым углом друг к другу; сосуды и нервы голени не сжимаются. Сиденье имеет незначительный уклон назад или поверхность, соответствующую форме бедра: это делает посадку ученика устойчивой.

Для письма важно, чтобы крышка у парты была безусловно гладкой, а расстояние между подымающейся и неподвижной частью крышки — минимальным (не более 1 мм).

В целях предохранения детей от ушибов, ущемлений или других повреждений, в парте не допускаются острые углы, выступающие петли, винты или гвозди. Заведующий школой, зная эти условия, не должен принимать от заготовителей парты, имеющие указанные недостатки.

Каждого ученика надо сажать за парту, соответствующую его росту. Одна и та же парта может обслуживать учеников, рост которых разнится
не более чем на 10 см. Соответственно изготовляются парты для детей ростом в 20—29 см (№ 6), 120—129 см (№ 7) и т. д.

Парты для начальной школы должны удовлетворять следующим данным:

Возраст детей

Рост учащихся в см

№ подходящей парты

Размер парт

Высота переднего края крышки парты над полом

Высота края крышки, обращённого к ученику

Расстояние от скамьи до крышки (ди- ференция)

Высота скамьи

7—8

25—125

6—7

61

52

20,5

31,5

9—10

125—135

7—8

65

56

22

34

2—12

135—145

8—9

71,5

62

24

38

 

Наряду с партами из дерева в настоящее время утверждены образцы парт на металлической основе. Такие парты имеют ряд преимуществ: они прочны; пространство под ними и проходы хорошо освещены и проветриваемы; уборка пола облегчена; учителю хорошо видно, как сидит ученик и чисто ли под партой. В этих партах введена двойная спинка, которая даёт опору туловищу как при письме (нижняя планка), так и при других занятиях, когда ученик, меняя позу, опирается на обе планки. При

image 176

 Б — Неподвижная часть. В — Поднимающаяся часть. Г — Спинка скамьи: по профилю и высоте она соответствует поясничному изгибу позвоночника. На неё ученик переносит часть тяжести туловища. Д — Сидение скамьи: форма сидения соответствует форме бедра и ягодиц. Это способствует более устойчивой посадке. Е — Боковые стойки; на одной из них, с внутр. стороны, наносится № парты (на рисунке парта 1X). Ж — Полозья – бруски.

Цт| — центр тяжести, |то| — точка опоры.

металлическом каркасе двойная спинка вполне прочна, что трудно обеспечить в парте из дерева.

В классе парты расставляются обычно в 3 ряда. Проходы между партами и стенами делаются не уже 60 см, между рядами парт — не менее 70 см.

В начале учебного года, в первый же день занятий, надо рассадить детей за парты по росту. Для определения номера парты и роста детей, для которых она подходит, можно изготовить весьма несложный прибор. Он представляет собой складной метр.

image 177

На стороне метра, предназначенной для определения номера парт, отмечается, согласно приведённой выше таблице, жирной чертой фактическая высота уровня заднего края крышки и сиденья парты. Против каждой черты римской цифрой обозначается соответствующий номер парты и рост детей, для которых она подходит. Поставив прибор на пол у края крышки парты, можно сразу определить, каков номер парты и, следовательно, для какого роста учащихся она подходит. Эти данные рекомендуется записать на боковой стенке парты. В опись имущества школы парты заносятся по их номерам.

Другая сторона прибора служит для определения роста детей. Прибор вешается на уровне 1 м от пола и в таком виде служит для установления роста ученика с одновременным определением подходящего для него номера парты. На этой стороне прибора, поверх делений на сантиметры, наносятся полосы в 10 см шириной и на каждой полосе римской цифрой обозначается номер парты, подходящей для ученика данного роста. Номера парт записываются в классный журнал против каждой фамилии.

Парта лишь создаёт благоприятные условия для правильной посадки. Однако для того, чтобы дети сидели правильно, их необходимо обучить этому. При объяснении правил посадки учитель может использовать в качестве наглядного пособия соответствующий плакат, изданный Учпедгизом.

Ученик должен сидеть прямо, лишь голова его несколько наклоняется вперёд. При прямой посадке происходит наименьшая затрата мышечных сил на удержание туловища в вертикальном положении. При ней спинка парты очень хорошо используется в качестве добавочной опоры туловища. Учитель должен объяснить и показать детям, что нельзя сидеть на кончике скамьи, а надо продвинуться до спинки парты и опереться на неё. Однако учитель не должен этого требовать, если дети сидят за большими партами или за партой с положительной дистанцией . В этих случаях спинка парты может быть использована только тогда, когда дети слушают учителя, а также во время пауз при письме.

При правильной посадке между грудью ученика и краем парты остаётся расстояние в 3—5 см. Прямая посадка должна поддерживаться правильной опорой поясницы на спинку и упором седалища в сиденье. В этой позе ученику удобно писать, потому что руки не несут на себе тяжести туловища и располагаются на парте совершенно свободно.

При правильной посадке грудная клетка не стеснена и дыхание не затруднено. Согнутая поза может вызвать у детей плоскогрудие, сутуловатость.

image 178
image 179

Правильная посадка за партой.

Прямая посадка создаёт наилучшие условия для работы глаз, предохраняет ученика от появления близорукости. Если в классе окажутся дети, упорно наклоняющие голову к тетради, то их надо направлять к глазному врачу, чтобы выяснить, нет ли у них недочётов в зрении (близорукости, астигматизма). Назначение очков позволяет этим детям соблюдать правильную, здоровую позу.

Голову ученик должен держать ровно, не отклоняя её вправо или влево. То же относится к положению корпуса и плеч. Оба плеча (и оба глаза) учащихся должны быть на одинаковой высоте и располагаться вдоль края парты (не отклоняться ни вперёд, ни назад). За этим надо непрерывно следить.

Искривлённое положение туловища и позвоночника, неравномерный уровень плеч наблюдается иногда из-за несоответствия мебели росту учащихся; например, при очень высокой парте ребёнок подымает правое плечо, чтобы дотянуться до крышки парты; позвоночник при этом изгибается, образуя выпуклость вправо; в результате может развиться правостороннее искривление позвоночника (правосторонний сколиоз).

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети не подгибали под себя ног, не болтали ими, не вытягивали их чрезмерно вперёд, а также не клали нога на ногу и не отводили их в стороны.

Учитель должен воспитывать у детей бережное отношение к парте. Нельзя допускать надписей, царапин и чернильных пятен на партах. Каждое чернильное пятно надо устранять немедленно. На партах всегда должен быть полный порядок, около чернильниц должны лежать перочистки с подкладками для ручек.

Уход за партами, в первую очередь, выражается в уборке сора из парт, в ежедневном обтирании их чистой влажной тряпкой. Не реже одного раза в два месяца парты надо мыть тёплой водой.

Заведующий школой должен чаще проверять, насколько бережно и аккуратно передвигаются парты при уборке.

Классная доска

Изготовление доброкачественной доски и содержание её в полном порядке посильно любой школе.

Доски делаются переносные или настенные.

Переносная доска удобна тем, что её можно ставить под любым углом к источнику света. Благодаря этому записи на такой доске менее отсвечивают. Всего удобнее двусторонняя переносная доска, вращающаяся вокруг вертикальной оси. Дополнительное приспособление, позволяющее менять высоту такой доски, является особенно полезным, если в помещении занимаются два класса.

Настенные доски удобны тем, что занимают мало места. Чёрный линолеум представляет собой наилучший материал для классной доски. Его приклеивают к стене столярным клеем (оштукатуренную стену предварительно выравнивают и шпаклюют).

В бревенчатых постройках надо наклеить линолеум на толстую фанеру или строганый щит и лишь потом прикреплять к стене. Деревянные классные доски делаются из цельных досок. Склеенный из сухого дерева щит от- фуговывают и шлифуют наждачной бумагой. Затем щит смачивают водой, высушивают и полируют. Эту операцию проделывают два раза. Потом щит покрывают олифой и после высыхания снова шлифуют. Наконец, доска покрывается матовой краской интенсивно чёрного цвета (отнюдь не лаком). По мере стирания краски — раз в 1—2 года окраску досок следует возобновлять.

 

 

image 180

Обычный размер досок — 120—130 см (высота) на 175 см (длина). Настенные доски могут быть двойные и тройные. Такие доски особенно полезны для помещений, где идут занятия с двумя классами.

Для того чтобы записи на доске были видны всем детям, её укрепляют на высоте 80—85 см над полом в 1—3 классах и 90—95 см в 4 классе. При наличии специальной подставки доску можно вешать выше. В этом случае записи на ней ещё лучше видны детям. Подставки делают высотой 14—16 см, шириною 1 м.

У доски должен быть бортик для собирания осыпающегося мела, ящик для мела и два крючка для тряпки и полотенца. После занятий доска и тряпка тщательно моются. Перед занятиями тряпка должна быть увлажнена.

Наличие на доске разлиновки весьма упрощает работу учителя в младших классах. Разлиновка доски должна представлять собой сетку ученических тетрадей в десятикратном увеличенном масштабе. Линии проводятся эмалевой, матовой краской, толщиной около 3 мм.

Постоянная разлиновка неудобна при занятиях с двумя классами. Нанесение временной разлиновки мелом можно облегчить весьма простым способом. На левом и верхнем бортах доски отмечают две точки, соединение которых даёт наклонную линию под нужным углом. Параллельные линии наносятся с помощью линейки, ширина которой соответствует величине интервала.

Можно разметить борта доски на сантиметры. Этим весьма облегчаются нанесение любой разлиновки, черчение диаграмм и рисунков. Доска должна быть также оборудована крючками для вывешивания таблиц, картин и съёмными полочками для работы с разрезной азбукой, дидактическим материалом по арифметике и т. п.

 

 

image 181

Всё написанное на доске должно быть отчётливо, без напряжения глаз видно ученику, сидящему на последней парте.

Высота букв должна быть в 1—2 классах в десять раз больше, чем в тетрадях, а начиная с 3 класса — 5 см (при толщине основных штрихов 4— 5 мм).

Часто учителю требуется закрыть написанное на доске. Для этой цели служит свёртывающийся экран из плотной бумаги или материи, прикрепляемой к верхней планке доски.

Стол и стул учителя

Стол учителя должен быть простым, удобным и иметь достаточную площадь — не менее 100 х 65, при высоте 76—80 см (подстолье должно быть не ниже 60 см).

Необходимая принадлежность каждого стола — просторные ящики с внутренними замками. В ящиках хорошо иметь деления для размещения книг, тетрадей, перьев и карандашей.

Для увеличения площади стола можно сделать сбоку выдвижную доску. Тогда учителю будет весьма удобно размещать на столе оборудование при опытах.

 

 

image 182

Весьма удобны для учителя столы с боковой тумбочкой, в которой имеются ящики и полочки. Одну полочку следует сделать поуже. Это даст возможность учителю помещать в тумбочку приносимые им на урок приборы, макеты, муляжи. В этом случае они не будут привлекать внимания детей до того, как они будут нужны по ходу урока. Такие столы особенно удобны в тех случаях, когда учитель занимается с двумя классами. Для того чтобы стол не портился при опытах, полезно покрыть его светлым линолеумом или клеёнкой.

Местоположение стола учителя в классе может быть различным. Большей частью его помещают против среднего ряда, на некотором расстоянии от парт или вплотную к ним (в тесных классах). Нередко учитель ставит свой стол сбоку, впереди парт, расположенных у окон. При таком расположении стола учитель, будучи за столом, не заслоняет собой классную доску.

На столе учителя должен быть образцовый порядок. У тех учителей, которые приучают себя класть каждую вещь «на своё место», любой нужный предмет всегда бывает «под рукой». Беспорядок на столе учителя — плохой пример для детей.

image 183

 При чтении в классе вслух учитель может пользоваться складным пюпитром из плотного картона.

Стул учителя делается с двойной спинкой. Нижняя планка находится на уровне поясничного изгиба позвоночника и используется для опоры при прямом положении корпуса (во время записей, чтения книги или тетради на столе); верхняя планка шире нижней и отклонена назад; она используется вместе с нижней планкой при слегка отклонённой позе (частичного отдыха).

Шкафы

Шкафы могут быть стенные и переносные.

image 184

Стенные шкафы удобны тем, что они не занимают места и более гигиеничны. Уборка сора и пыли из-под обычного шкафа весьма сложна. При постройке школ полезно предусматривать наибольшую глубину стенного шкафа. Даже при ширине стены в 38 см (2/2 кирпича) можно путём кладки кирпичей задней стенки шкафа «на ребро» (с применением проволочной арматуры) довести глубину шкафа до 31 см. Путём увеличения глубины шкафа в сторону класса последнюю можно увеличить до 40 см. Полочки следует делать передвижными. Для малых помещений и узких проходов особенно удобны шкафы со сдвижными створками. Дверки и створки со стёклами способствуют соблюдению порядка внутри шкафа. Однако стёкла шкафа должны быть расположены не ниже 1,25 см (над полом).

Стенные шкафы, один или два, устраиваются обычно во внутренней стене, расположенной между классом и коридором.

Переносные шкафы должны быть негромоздкие, без излишних украшений.

Для устранения пыли шкафы как снаружи, так и внутри, должны систематически обтираться тряпкой.

Класс должен иметь красивый, уютный вид. Для этого прежде всего необходимо, чтобы класс и находящееся в нём оборудование содержались в постоянном порядке и чистоте.

На стенах класса в рамках под стеклом должны быть помещены портреты вождей, писателей. В классе вывешивается стенная газета, а также расписание и список детей. Всё это должно быть хорошо оформлено и повешено на такой высоте, чтобы дети могли свободно рассматривать и читать написанное. Для того чтобы не прибивать пособий к стене, вокруг класса укрепляют рейки. Часы удобнее всего вешать на внутренней стене класса. Занавеси не должны заслонять свет, когда солнечные лучи не мешают заниматься; их делают раздвижными в стороны или свёртывающимися в трубку. На окнах класса можно ставить невысокие цветы.

Наличие в классе небольшого ящика для мусора поможет учителю воспитывать в детях опрятность. Надо приучать детей бросать в этот ящик ненужную бумагу и прочий сухой мусор.

Ящик удобнее всего ставить в правом внутреннем углу (т. е. около выходной двери). Очищать его надо ежедневно.

Забота учителя о надлежащем оборудовании класса и соблюдении порядка в нём способствует воспитанию у детей бережного обращения с классной мебелью и учебными пособиями, выполнению правил гигиены и повышению культуры учебного труда.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment