Система изучения мер и формирования измерительных навыков, установленная программой, характеризуется следующими признаками.
Меры изучаются во всех классах начальной школы.
Изучение мер сопровождается выполнением разнообразных измерительных работ.
Вначале дети знакомятся с наиболее употребительными мерами (длина, вес, емкость, время).
Обучение измерениям начинается со случаев, наиболее доступных для детского понимания.
Постепенное ознакомление учеников с единицами измерения в течение первых двух-трех лет завершается на третьем и четвертом году обучения приведением этих единиц в систему.
Изучение мер и выполнение измерительных работ связано с прохождением геометрического материала, с изучением арифметических действий над именованными числами, с раздроблением и превращением именованных чисел. Установленная программой система может быть развита следующим образом.
Прежде всего ученики овладевают отдельными элементами измерительного навыка. Например, в процессе обучения измерениям рулеткой ученики сначала знакомятся с ее устройством и правилами обращения, затем учатся отсчитывать деления на шкале (метры, дециметры, сантиметры), измерять отрезки, длина которых меньше длины ленты рулетки, отмеривать расстояния, равные целому числу десятков метров.
На этом первом, аналитическом, этапе формирования навыка очень важно раскрыть смысл каждой отдельной операции, разъяснить ученикам прием выполнения ее и четко этот прием показать, а затем закрепить посредством упражнений. Овладение новой операцией должно протекать таким образом, чтобы ученик видел ее не изолированно, а в соединении с другими, уже освоенными операциями, чтобы он видел ее как часть целого. Это весьма важно, так как придает операции определенный смысл и, следовательно, способствует лучшему овладению ее.
Так, при ознакомлении со шкалой ленты рулетки разъяснения учителя, сопровождаемые только демонстрацией ленты, дадут мало эффекта. Соединение же разъяснения с измерениями сразу же придадут смысл ознакомлению и помогут ученикам лучше усвоить шкалу.
В первую очередь ученики должны осваивать те операции, которые составляют главную, наиболее важную часть навыка. В обучении инструментальным измерениям такими операциями являются, например, установка инструмента и отсчет делений на шкале, при глазомерных оценках мысленное сравнение величин.
При ознакомлении учеников с новой мерой и проведении соответствующих измерительных работ должно быть уделено внимание углублению имеющихся у детей сведений, необходимых для овладения новой мерой, систематизации их, а также проведению повторительных упражнений в измерениях. Это позволит на основе сравнения установить сходство и различие .между -осваиваемыми и уже известными ученикам способами измерения величин.
На втором, синтетическом, этапе формирования измерительного навыка отдельные операции соединяются в одно действие. Таким образом создается целостная картина процесса измерения данным измерительным инструментом. С этой целью ряд упражнений в измерениях проводится компактно в течение урока.
Последний, третий этап — этап практического овладения действием и совершенствования навыка на основе систематических упражнений. Главная задача этого этапа в том, чтобы, включая действие в выполнение различных задач, разных видов деятельности, усложняя условия осуществления действия, добиться выполнения его в разнообразных условиях без ущерба для качества продукции.
При изучении мер и проведении измерительных работ это достигается, во-первых, тем, что измерительные работы тесно увязываются с практической деятельностью детей на уроках труда, физкультуры, рисования, во время работ на учебно-опытном участке, при выполнении разнообразных графических работ и т. д., во-вторых, тем, что периодически, не реже двух-трех раз в неделю, небольшие упражнения в измерениях (продолжительностью от 3 до 5 минут) включаются в уроки арифметики. По своему характеру это могут быть индивидуальные задания при опросе учеников («Измерь без помощи линейки начерченный на доске отрезок»), вопросы или задания всему классу во время устного счета («Определите «на глаз» площадь передней стенки шкафа»), задания, включаемые в самостоятельные и контрольные работы (Измерьте в миллиметрах длину отрезка на такой-то странице учебника).
Отдельные упражнения можно построить так, что они будут представлять одно целое с другими видами работ. Например, ученикам предлагается подсчитать в уме, сколько нужно уплатить за купленное в буфете яблоко, если 1 кг яблок стоит 1 руб. 20 коп. Вес яблока учитель показывает (не называя его) на демонстрационном циферблате торговых весов (например, 175 г).
При устном решении этой задачи ученики упражняются в отсчете делений на шкале весов, узнают или вспоминают примерный вес одного яблока, упражняются в устном счете. Такое соединение различных операций значительно повышает ценность упражнения.