Изучение буквы я в начале слов и слогов

izuchenie bukvy ya v nachale slov i slogov Обучение в советской школе

1-й урок

Ход урока.

1.    Проверка домашнего задания : чтение детьми заданной страницы букваря с осмыслением читаемого и пересказом связных текстов.

2.    Повторение гласных букв . Учитель спрашивает: «Какие гласные буквы вы знаете? (а, у, о, ы, а, е, ё.) Почему они называются гласными?» (Потому что каждая из них образует слог, например: А-ня, уpa, О-ля, ры-ба, е-ли, ё-жик.)

3.    Ознакомление с новой буквой я. Учитель вывешивает картинку — «Дети работают в саду» — и проводит по ней беседу:

«Кто нарисован на картинке? (Две девочки и мальчик.) Назовём их так: Яша, Зоя и Мая. Что делает Яша? (Он копает яму, хочет посадить деревцо.) Что делают Зоя и Мая? (Собирают с деревьев фрукты — яблоки и груши.)

Скажите предложение про Яшу. (Яша копает яму.) Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Второе? Третье? Сколько слогов в слове «Яша»? Какой первый слог? Какой второй? Скажите все первый слог ещё раз!» (я.)

Учитель показывает букву я и говорит: «Вот как обозначается первый слог. Это буква я. Скажите, какая это буква: гласная или согласная? (Буква я гласная: она одна образует слог.)

Кто был в саду вместе с Яшей? (Зоя и Мая.) Скажите слово «Зоя» по слогам. Сколько слогов в этом слове? Какой первый? Какой второй? Как обозначить второй слог слова «Зоя»?» (Буквой я.)

Так же проводится работа со словами «Мая» и «Яша».

4.   Закрепление буквы я и её звукового значения. «Из каких частей состоит буква я? Найдите эту букву в буквенной кассе и положите перед собой. Нарисуйте её в тетрадях по два раза. С какой стороны находится кружочек? (Вверху слева.) С какой стороны прямая палочка? (Справа.) Где вы нарисуете изогнутую маленькую линию? (Под кружочком, внизу слева.) Для каких слов нам понадобится эта буква? (Яша, Зоя, Мая.)

Придумайте сами слова, в которых встречается буква я или которые начинаются с я. (Ягоды, яблоки, змея, Рая.) Где же в этих словах находится я? В начале или в конце слова?»

Учитель ставит букву я в группе гласных букв, прикреплённых к стене класса, под буквой а, в нижнем ряду:

image 44

 

5.   Составление из букв разрезной азбуки слов с буквой я: Яша, яма, Зоя, Мая.

«Скажите слово Яша по слогам. Какой первый слог? Какой второй? Какую букву надо поставить, чтобы обозначить первый слог? Поставьте её. Скажите второй слог. Сколько в нём звуков? Какие? Составьте из букв второй слог.

Поди, Мити, составь это слово на доске. Прочитайте. Кого так звали?»

Так же ведётся работа и по составлению из букв слов «яма», «Зоя», «Мая». Сначала дети составляют слова на партах, затем вызванный ученик составляет те же слова на классной доске. Дети следят за его работой и исправляют, если нужно, свои ошибки.

6.   Преобразование слов : мой в моя, твой в твоя, змей в змея, стоит в стоят.

«Составьте слово мой из букв. О чём так можно сказать? (Мой карандаш, мой пенал.) Придумайте с этим словом предложение. Я тоже составлю это слово. (Учитель ставит слово мой на наборном полотне). Смотрите, как я переделаю это слово. (Ставит вместо й букву я.) Что у меня получилось? (Моя.) О чём так можно сказать?» (Моя книга, моя тетрадь.)

«Составьте слово твой из букв разрезной азбуки. Придумайте с этим словом предложение. Переделайте это слово так, чтобы получилось твоя. Что для этого надо сделать?» (Снять и краткое и поставить я.)

Так же проводится работа и с другими словами: змей (бумажный) и змея, стоит (один) и стоят (несколько человек).

7.   Чтение настенных таблиц и букваря. Читаются сначала столбики слов (с осмысливанием каждого слова), а потом связные тексты (с разбором по смыслу каждого предложения и пересказом текста в целом).

8.   Задание на дом : прочитать страницу букваря на букву я и научиться пересказывать прочитанное.

На уроке письма дети узнают рукописную букву я и пишут слова: Зоя, Мая, ягоды, яма.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment