Позднее В. А. Латышев, продолжая путь, намеченный П. С. Гурьевым, подчеркивает большое значение арифметической теории в системе математического образования, необходимость уделять внимание «понятиям о числах и о действиях над различного рода числами (целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями)».
В. А. Латышев является своего рода промежуточным звеном между П. С. Гурьевым и А. И. Гольденбергом, который не только подкрепил новыми доводами ту систему обучения, которую наметили его предшественники, но разработал на основе этой системы отличные задачники, вытеснившие многократно переиздававшиеся задачники Евтушевского.
Свои взгляды с особой четкостью и убедительностью Гольденберг изложил в «Предисловии» к второму изданию своей «Методики».
Прежде всего он раскрыл несостоятельность метода Грубе как с теоретической, так и с практической точки зрения. Грубе рекомендует изучать не действия над числами, а самые числа путем созерцания. По Гольденбергу же, основная цель обучения заключается в том, «чтобы дети умели вычислять и понимать вычисления» (курсив автора). Этим достигаются обе задачи начального курса арифметики: как практическая, так и образовательная, которую А. И. Гольденберг подробно раскрывает на ряде конкретных фактов. Обе эти задачи тесно между собой связаны, ибо «Техника вычислений над целыми числами основана, с одной стороны, на элементарнейших свойствах чисел и, с другой, на пользовании искусственной группировкой их единиц согласно общепринятому десятичному счислению».
Далее обосновывается выделение концентров. С действий нгд числами первого десятка и следует, по Гольденбергу, начинать обучение детей арифметике.
Выполнение действий над однозначными числами заканчивается заучиванием таблицы сложения и умножения. Во всех остальных случаях, начиная с первой сотни (второй концентр, по Гольденбергу), результаты действий получаются «применением сокращенных способов, основанных на пользовании десятичным составом чисел».
Действия над числами любой величины (третий концентр, по Гольденбергу) «приводятся к ряду действий над десятичными группами данных чисел».
По словам К. П. Арженикова, сторонника и продолжателя А. И. Гольденберга, начальное обучение арифметике, освободившись от немецкого влияния, вступило на «самобытный путь», а именно «на место изучения чисел поставлено изучение действий, то есть приемов их выполнения». «Новый метод,—говорит К. П. Аржеников, — получил название метода изучения действий».
Рядом с А. И. Гольденбергом и непосредственно после него работает, кроме К. П. Арженикова, целая плеяда методистов, разделяющих его взгляды и продолжающих развивать метод изучения действий. Среди них видное место занимают Ф. И. Егоров, В. К- Беллюстин, С. И. Шохор-Троцкий и др.
Несколько особняком стоит попытка реставрации метода изучения чисел со стороны Д. Л. Волковского, который, однако, ограничился применением монографического метода лишь к числам первого десятка.
Последний отголосок монографического метода применительно к числам второго десятка мы находим в задачнике С. В. Зенченко и В. Л. Эменова, который был опубликован в 1926 г. под названием «Жизнь и знание в числах».
Не следует смешивать монографический метод с новейшими установками на тесную взаимосвязь между прямыми и обратными действиями, которую отстаивает П. М. Эрдниев и которую с некоторыми оговорками нельзя не признать правильной. С указанной точки зрения рассматриваются совместно такие, например, случаи сложения, как 7 + 2 и 2 + 7 (на основе переместительного закона) и рядом 9 — 2 и 9 — 7 (на основе взаимосвязи между вычитанием и сложением). При этом усваивается наизусть состав числа 9 из слагаемых 7 и 2. Таким образом, в отличие от монографического метода исходным в работе над первым десятком (а затем и над вторым) является не заучивание наизусть состава чисел, а выполнение действий. Тот же принцип опоры на взаимно обратные связи применим в той или иной мере к работе над другими концентрами.
Необходимо обеспечить сближение взаимно обратных арифметических понятий, действий, операций- с постоянной опорой на законы и свойства действий в условиях применения таких психолого-методических приемов, как сопоставление, противопоставление и перемежающееся противопоставление.