Использование силы ветра в начальных классах

ispolzovanie sily vetra v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Не менее богата по содержанию и увлекательности тема об использовании силы ветра. Занятия по этой теме следует начать с изготовления игрушечных детских вертушек . Инициативу в этом дети обычно проявляют сами. Учителю надо лишь пойти навстречу этому интересу и развить его у детей для того, чтобы продолжить эту работу в более сложных и ценных в образовательном отношении формах.

Для изготовления вертушки потребуется небольшой кусок плотной бумаги, деревянный брусочек и булавка.

Взяв бумажный квадратик, надрежем его от углов к середине. Надрезанные части пригибаем к центру и прокалываем, пронзив все 4 уголка; этой

 

же булавкой просверливаем центр листка и прикрепляем булавку к брусочку. Между бумагой и деревом надо положить 2—3 бумажных кружочка или бумажную трубочку, — это уменьшит трение и заставит игрушку вертеться при малейшем дуновении воздуха.

Пусть каждый участник кружка сделает по нескольку вертушек на общей раме. Изготовление этой игрушки займёт несколько минут. На первом же занятии рекомендуется сделать вертушку, устанавливающуюся по ветру. Вертушку можно сделать из очень тонкого картона, из жести и из дерева. Сначала надо при помощи циркуля вычертить круг, точно отметить центр, провести три-четыре концентрические окружности и несколько диаметров. Вырезанное из картона или жести колесо представит собой заготовку ветряного двигателя. Ножницами по радиальным линиям делают надрезы с таким расчётом, чтобы оставить незатронутым малый круг диаметром в 3—4 см. Излишки материала удаляют. В результате надрезов получаются лопасти. Их следует слегка выгнуть и поставить под небольшим углом к плоскости круга. Если вынести игрушку на ветер, то воздушный поток быстро завертит колесо.

Желательно сделать флюгер для школы. Для этого нужна небольшая деревянная или жестяная пластинка. Флюгер интересно вырезать в форме стрелы. Стрела и будет указывать направление ветра.

Осью, на которой будет вращаться двигатель или флюгер, служит обыкновенный гвоздь. Следует обработать гвоздь напильником так, чтобы у гвоздя не осталось заусениц и чтобы он представлял собой гладкую коническую поверхность.

Далее перед кружком может быть поставлена задача — построить в ет- ряной двигатель с колесом размером 25—30 см в диаметре. Сделать это колесо можно из консервной банки. Надо поднять это колесо на столбе высотой 2—2,5 м над землёю. В этом случае ветровое колесо будет работать даже при слабом ветре. Направление руля колеса будет указывать одновременно и направление ветра.

Основная часть двигателя — колесо. С него и следует начать изготовление модели. На куске жести вычерчиваются четыре концентрических окружности диаметрами 3, 5, 15, 25 см. Круг делится на 16 равных частей и надрезывается по радиусам до маленького кружка. В середине каждой пластинки, на линии третьей окружности, прокалывается по отверстию. Лопасти колеса отгибаются так, чтобы они образовали некоторый угол с основной поверхностью. Через отверстия протягивается проволока. Её концы соединяются. К середине колеса прибивается деревянный цилиндр диаметром 3 см, высотой 6—8 см. В этот цилиндр следует вставить ось колеса.

Головка ветродвигателя состоит из нескольких частей. Основание головки делается из деревянного брусочка, подшипники — из полоски жести. На ось колеса насаживается шкив. Правый конец оси вставляется в деревянный цилиндр. Левый — в жестяный подшипник.

Третья часть двигателя — руль. Для изготовления руля берётся полоска жести размером 10 х 4 см. При помощи железной проволоки, согнутой в виде шпильки, руль прикрепляется к головке.

Головка насаживается на вертикальный шпиль башни с таким расчётом, чтобы она свободно поворачивалась на верхней площадке.

Башня делается из деревянных брусочков.

Для нижней опоры башни берут дощечку 50 х 50 см, а для верхней площадки дощечку 5 х 5 см. Столбики башни делают высотой 75—100 см. Эти столбики для прочности обматываются мягкой проволочкой или верёвкой. Основание модели надо прибить к столбу или вкопать в землю, чтобы сильный порыв ветра не свалил башню. Подует ветер, завертится колесо. Чем сильнее ветер, тем быстрее вращается колесо. Если окрасить жестяные лопасти в серый или голубой цвет, колесо будет более привлекательно.

Заготовку для башни и головки колеса надо поручить юным техникам сделать заблаговременно. В том случае, если части ветродвигателя будут подготовлены, — его можно собрать в течение одного занятия.

Полезно провести экскурсию к ветряной мельнице колхоза и выяснить, как обеспечено здесь наилучшее использование силы ветра и почему мельница установлена несколько поодаль от села.

Очень ценно на занятиях технического кружка показать изображения рекомендуемых в данном районе типов ветродвигателей.

Перед кружком может быть поставлена также задача постройки вин- гротора . Этот двигатель представляет собой два полуцилиндра, поставленные на общем основании так, что ветер, входя в зазор между ними, вращает двигатель даже при самом малом ветре.

Такая конструкция требует мало материалов и настолько проста, что мастерства юных техников окажется достаточным для сооружения модели вингротора.

Полуцилиндры делаются из жести или железа (можно из старого ведра). Эти полуцилиндры устанавливаются на круге из фанеры или тёса. Размеры кругов 30—40 см в диаметре, высота цилиндров 40—60 см. Оба полуцилиндра зажимаются между верхним и нижним основанием ротора. Ось ротора делается из дерева. Вращается ось в подшипниках, сделанных из железных полосок. Конец оси используется для шкива или кривошипа, как это показано на рисунке (см. стр. 800).

В беседе с детьми учитель рассказывает им об использовании ветродвигателей в хозяйстве.

С каждым годом ветродвигатели приобретают всё большее значение в СССР. На смену ветряной мельнице старого крестьянского типа в народное хозяйство вошли разработанные советскими учёными новые типы ветродвигателей.

 

Ветряки нужны в каждом колхозе, особенно в районах поливного земледелия. Тысячи ветряков установлены в тех местностях, где это дозволяют метеорологические условия.

В СССР спроектированы и мощные установки ветродвигателей и переносные ветродвигатели, обслуживающие экспедиции и исследовательские партии.

Огромный интерес вызовет рассказ о том ветряке, который брали папа- нинцы с собой на дрейфующую станцию «Северный полюс». Этот ветряк действовал безотказно в исключительно тяжёлых условиях. Пользуясь электрической энергией, папанинцы отправляли и принимали радиограммы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment