Инсценировка в начальных классах

insczenirovka v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Когда дети инсценируют (играют) по своей инициативе или по предложению учителя, они действуют в условиях, созданных творческой фантазией. Если их действия в театрализованной игре или в спектакле логичны, целесообразны, правдивы и убедительны, то они ценны в педагогическом отношении. Инсценировка является неотъемлемой формой многих детских игр. Она допустима как методический приём и на занятиях в классе и в часы внеклассной работы.

Дети охотно переносят в игру (драматизируют) те события, которые привлекли их внимание. В дни Великой Отечественной войны школьники, взволнованные высоким патриотическим подъёмом, охватившим нашу страну, с особым увлечением играли «в партизан».

Любимые игры в семье и школе взяты детьми из жизни. В одном классе группа девочек на протяжении многих дней в часы досуга играла в «школу». Учительница этого класса, казалось, не вмешивалась в игру детей, но незаметно давала ей интересное содержание и нужное направление. «Школа» готовилась к празднику Первого мая. Девочки мастерили оформление, готовили концертные выступления. Было интересно и весело и как- то само собой получилось, что, когда подошёл настоящий праздник — май, класс был нарядно украшен цветами, плакатами и флажками. Девочки вышли на главную магистраль встречать демонстрантов, читали им стихотворения, пели и танцевали. Первоначальная затея девочек — поиграть в «школу» — приняла характер организованной театрализованной игры, которая была использована учительницей в воспитательных целях.

Многие игры-инсценировки возникают в детских коллективах стихийно. Они увлекают участников эмоциональной насыщенностью, радостью воплощения мечты, реальным ощущением, которое даёт игра («Хочу быть партизаном», «Я — партизан»). Трудно проследить, какой вклад делает детская игра в сложный процесс формирования личности ребёнка. Может быть только в зрелые годы, оглядываясь на пройденный путь, человек сможет сказать, когда, в какой игре уже начали определяться его интересы, складываться вкусы, формироваться те или иные черты характера.

Большое значение в учебно-воспитательной работе имеет заинтересованность детей тем, что они делают. Приёмы игры помогают вызвать, поддержать или углубить внимание детей к предмету занятий. Можно привести немало примеров, когда умелое использование драматизации помогало учебной работе.

Особенно это надо отметить в занятиях младших классов начальной школы. Многие дети впервые приходят в школу из детского сада, где игра как метод воспитательной работы имеет принципиальное значение. Учитель 1 класса, внося элемент игры в учебно-воспитательный процесс, может сделать более лёгким переход от привычных условий детского сада к школьным. Так, одна учительница с успехом пользовалась приёмами драматизации для обучения детей азбуке. Она устраивала в середине урока небольшие перерывы и заполняла их игрой в «живые» буквы. В итоге работы первой четверти учебного года на школьном празднике была показана инсценировка. Из большой азбуки на сцену выпрыгивали «живые» буквы, которые изображали дети, — по ходу действия они группировались в нужные слова и фразы.

В одной школе учащиеся 2 класса в часы внешкольных занятий приготовили театрализованный рассказ о своих занятиях и выступили с ним перед родителями. Этот класс считался одним из лучших в школе по успеваемости. Но некоторые ученики всё же иногда недостаточно хорошо выполняли задания учителя, заметно ленились и отставали от товарищей. В своём рассказе дети показали ленивого ученика.

Они вышли к родителям с лучшими работами, опрятными книжками и тетрадями.

«Всё у нас в порядке:

Книжки и тетрадки». —

рассказывали они гостям, показывая свои работы.

«Но у нас, должны сказать, плохо учится один.

Чтобы вас не огорчать, мы не скажем, чей он сын».

И дальше разыграли диалог:

— Почему ты опоздал?

— Я немножечко проспал.

— Почему, скажи, дружок, ты не знаешь свой урок?

— Я урока не учил, — книгу в парте позабыл.

— Сколько будет пятью пять?

— Как же, знаю — тридцать пять!

— Почему ты пишешь «лошка»?

— Тут ошибся я немножко.

— А исправить надо как?

— Здесь пропущен мягкий знак.

— Слушать нам тебя обидно. Так учиться — очень стыдно.

— Эта инсценировка, — рассказывает учитель, — произвела большое впечатление на отстающих учеников и сильнее других мер воздействия способствовала улучшению их поведения и успеваемости.

Следует, однако, иметь в виду, что инсценировка как творческий метод учебно-воспитательной работы требует большой осторожности, продуманности и педагогического такта. Нельзя направлять суровую критику на определённых учеников, называя их имена и фамилии. Критика должна быть острой и яркой, но её надо давать в обобщённом виде, щадя детское самолюбие — пусть каждый сам почувствует, что и в какой мере относится к нему. Только при этом условии театрализованная игра может быть ценным средством воспитательного воздействия на детей.

Нельзя, увлекаясь методом драматизации, впадать в крайность и вульгаризацию; предлагать детям инсценировать на уроках арифметические действия, правила правописания и т. д. Такое искажение творческого метода справедливо встречает в широких педагогических кругах отрицательное отношение.

Умело использованные приёмы драматизации помогают в работе над выразительностью речи учащихся.

Учительница 3 класса одной сельской школы рассказывает, что её ученики первое время читали басни и стихотворения скучно, монотонно, без мысли. Как-то раз во время перемены учительница предложила детям разыграть «в лицах» басню «Слон и Моська». Слона изображали сразу шесть учеников, которых прикрыли большим платком. Вёл слона «служитель цирка» в причудливом головном уборе. Толпа зевак состояла из «случайных прохожих», стариков, старух, мальчишек. Тут же были «Шавка» и «Моська». Игра получилась, весёлой. Разговор Шавки и Моськи приобрёл живые интонации. Таким приёмом учительница стала пользоваться часто. Прежде чем дать детям выучить наизусть ту или иную басню или стихотворение, учительница предлагала им разыграть на эту тему небольшие сценки, импровизировать диалоги.

В работе над культурой детской речи часто недооценивается значение диалога и рассказа от первого лица как методических приёмов, способствующих развитию выразительности речи. Нередко предлагается детям формально «проговорить по голосам» разговорную часть произведения.

«Здорово, парнище! — Ступай себе мимо», — передают дети известный разговор охотника с мальчиком и при этом, стоят в разных концах класса и не видят, не чувствуют друг друга. Получается скучный пересказ текста даже в том случае, когда стихотворение хорошо понято и разучено детьми. Те же дети заговорят по-другому, если их поставить в условия живого общения, если они будут понимать, что каждый вопрос, замечание, высказывание должно звучать «по-настоящему», просто, искренне, так, как они разговаривали бы между собой, если бы были, скажем, охотником и мальчиком-дровосеком.

В некоторых случаях предварительный рассказ от первого лица помогает детям лучше понять и лучше прочитать разучиваемое наизусть произведение.

Нередко, желая достигнуть большей образности и эмоциональности речи детей, учитель пользуется коллективным чтением.

Здесь трудно сказать, как лучше прочитать то или иное произведение «по голосам». Одно только очевидно, что нельзя к коллективному чтению подходить формально и механически распределять кто какие слова будет говорить. Прежде всего должно быть выполнено основное правило выразительного чтения — хорошо понять и донести до слушателей главную мысль произведения. Дети должны владеть текстом, знать наизусть всё произведение, а не только ту его часть, которую они должны произносить.

Понятно, что в коллективном чтении и в диалогах можно найти только некоторые элементы, присущие драматическому творчеству.

В большей мере драматическое творчество детей раскрывается в постановках инсценировок, литературных монтажей, шарад и пьес.

Работа над инсценировкой начинается с выбора произведения, из которого хотят сделать пьесу.

Для инсценировки лучше всего брать небольшое литературное произведение с чётким, действенным сюжетом или выбрать из рассказа (повести) отдельные эпизоды, драматизация которых позволит сделать законченную сцену.

В тех случаях, когда берётся рассказ или повесть со сложным сюжетом, с большим числом действующих лиц, надо, уяснив идею инсценировки, выбрать одну основную фабульную линию и по ней построить пьесу.

Так, в повести А. Гайдара «Тимур и его команда» выразителями идеи произведения являются Тимур и его товарищи. Действия тимуровцев — основная фабульная линия, и по ней можно рекомендовать инсценировать эпизоды повести. Как правило, каждая пьеса — инсценировка литературного произведения должна иметь завязку, развитие действия, доходящее до наибольшего напряжения, и развязку.

При этом необходимо при отборе отдельных частей соблюдать причинную и хронологическую последовательность событий. Отступление от этого принципа может привести к искажению инсценируемого произведения и внести путаницу в его сценический вариант.

В инсценировке (как и в пьесе) развитие действия (столкновения, борьба действующих лиц) обычно идёт не по одной прямой линии, а с рядом отклонений, иначе говоря, — перипетий. Прежде чем наступит в пьесе развязка, герои её переживают моменты борьбы, столкновений, удач, огорчений и т. п. Тимур ведёт борьбу с «квакинцами», и в то же время у него происходит необычная встреча с Женей, ссоры, недоразумения. Эти перипетии необходимы. Они создают напряжённость действия, раскрывают образы действующих лиц.

Развитие фабулы требует продуманного отбора персонажей. Каждое действующее лицо должно быть настолько необходимым в пьесе, что отсутствие его нарушило бы ход развития событий. Выбор того или иного действующего лица определяется необходимостью его участия в завязке, развитии действия или развязке пьесы.

Инсценировка литературного произведения требует не длинного пересказа его содержания, а сжатого, действенного, убедительного сценического показа. Диалоги и монологи, как правило, берутся из подлинного разговорного текста произведения, но вполне возможно переводить в прямую речь повествовательную «косвенную речь» и даже описательный текст.

В тех случаях, когда приходится «добавлять свои слова», надо стремиться использовать во вставках «от себя» авторский текст. Образный словесный материал следует сохранить во всей чистоте и подлинности. Можно допускать только минимальные текстовые изменения и вставки, обусловленные спецификой сценического показа.

Другой вид инсценировки — это свободный сценический пересказ. В этом случае берётся фабула произведения, образы действующих лиц и на этом материале строится пьеса, причём подлинность текста инсценируемого произведения нарушается. Так могут осуществляться инсценировки народных сказок, конечно, при том же условии бережного отношения к стилю, образам, выразительности фольклорного языка. Сказки дают богатый материал для инсценировки. В театральной работе с детьми младшего и среднего возраста сказкам надо уделять особое внимание. Хорошим примером драматизации народной сказки может служить пьеса С. Маршака «Терем-теремок».

В одной инсценировке можно объединить две-три сказки, близкие по теме, с общими персонажами (например, сказки про зверей) и использовать диалоги и отдельные выражения из ряда других сказок.

Формы инсценировок могут быть различны. Здесь надо пользоваться различными средствами сценической выразительности и изобретательности. В ряде случаев в инсценировку вводится «ведущий» или чтец-рассказчик. Его роль — связать отдельные эпизоды в единое, логически развивающееся действие или сохранить авторский текст, когда сценический показ его затруднителен, а по ходу действия этот текст нужен. Следует помнить, что большая словесная нагрузка «ведущего» может быть скучной. Выгоднее сделать возможно короткой роль говорящего от автора, чтеца-рассказчика.

Итак, приступая к инсценировке литературного произведения, надо прежде всего определить идею инсценировки, её чёткое сюжетное построение, отобрать куски, раскрывающие намеченную линию, определить число и характер действующих лиц.

Полезно составить предварительный сценарий (план) будущей пьесы и наметить в ней последовательность актов, картин, состав действующих лиц. По сценарию автору инсценировки легче будет ориентироваться в отобранном материале.

В репертуаре театральных коллективов начальной школы инсценировки занимают первое место. К ним можно отнести литер атур ные монтажи и шар ады , работа над которыми во многом аналогична работе над инсценировкой.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment