Гимнастика до занятий, физкультминуты, игры в начальных классах

gimnastika do zanyatij fizkultminuty igry v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Гимнастические упражнения и игры не только проводятся на уроках, но и широко практикуются в других формах учебной и воспитательной работы с детьми. К таким формам следует отнести гимнастику до занятий, физкультминуты и игры во время перемен.

Гимнастикой до занятий называются физические упражнения, организуемые с учащимися в обязательном порядке ежедневно перед началом первого урока.

Лучшим местом для проведения гимнастики является площадка при школе. Занятия гимнастикой на воздухе особенно полезны, так как содействуют закаливанию детей. Но закаливание будет иметь успех лишь при условии правильного учёта особенностей сезона, температуры, погоды и влияния этих факторов на организм детей.

Зимой гимнастика может проводиться при температуре до -12° С (для 1—2 классов) и до -15° С (для 3—4 классов). В местностях, где дети более привычны к холоду (Урал, Сибирь), температурные нормы могут быть несколько снижены. При резком ветре или морозе, а также во время сильного снегопада или в большую оттепель занятия гимнастикой переносятся в помещение. Каждый ученик должен точно знать своё место на площадке и быстро занимать его перед началом гимнастики.

Если гимнастика проводится с каждым классом отдельно, то учащихся следует размещать так, чтобы они не мешали друг другу. В том случае, если гимнастику проводят одновременно с несколькими классами, их разбивают на объединения (1 класс со 2; 3 с 4), причём предусматривается, чтобы команды, подаваемые для одного объединения, не мешали остальным занимающимся. В помещении занятия гимнастикой проводятся редко. Это бывает в тех немногих школах, поблизости от которых нет не только площадки, двора, но и вообще свободных участков, где можно было бы проводить физические упражнения и игры.

Помещения, где производится гимнастика, надо проветривать и подметать влажным способом за 5—10 минут до начала занятий.

Во время выполнения упражнений форточки, фрамуги (зимой) и окна (в тёплое время года) должны быть открыты. Температура помещения при этом должна соответствующим образом регулироваться.

Комплексы гимнастики до занятий составляются из подготовительных упражнений (без снарядов) для соответствующих классов. Каждый комплекс состоит из 6—7 упражнений. Сначала даётся упражнение типа потягивания, затем следует упражнение для ног, после чего ученики выполняют поскоки или делают небольшую пробежку. В младших классах (1 и 2) поскоки или бег можно заменить недлительной подвижной игрой с бегом и прыжками. Построившись затем снова по своим местам, дети спокойно проделывают два-три упражнения для туловища. В класс дети приходят строем.

Общая длительность гимнастики до занятий — 8—10 минут.

Через каждые 2/2 — 2 недели отдельные упражнения можно сменять, а спустя 2/2 — 2 месяца полностью обновлять комплекс гимнастики.

Физкультминутой называются физические упражнения, проделываемые в классе во время урока в перерыве между занятиями.

Физкультминута проводится по преимуществу в 1—2 классах. Её основное назначение — улучшить путём кратковременного активного отдыха работоспособность детей на уроке.

Наиболее целесообразно пользоваться физкультминутой тогда, когда дети начинают уставать, становятся неспокойными, рассеянными. Это чаще всего наблюдается в середине или в конце урока, при прохождении материала, требующего от детей значительного напряжения внимания.

С учётом поведения детей, их самочувствия, учитель может включать в состав физкультминуты от одного до трёх упражнений, занимающих на уроке не более 1—2/2 минуты.

В физкультминуте, состоящей из 2—3 упражнений, последнее упражнение должно быть более спокойным, чем предыдущие.

Упражнения не должны утомлять или перевозбуждать детей.

Однако физкультминуты могут оказаться излишними и нежелательными на уроке, снижать качество занятий, если их проводить слишком часто (более двух раз в день) или же прибегать к ним без видимой надобности, формально, например тогда, когда дети охотно, с увлечением занимаются и не чувствуют потребности в «разминке». Упражнения надо стараться проводить, не нарушая стройности учебного процесса. Например, не следует прерывать физкультминутой письменную работу учеников решение задач и т. д. Окончив одно дело, можно провести физкультминуту и затем перейти к другому.

Для физкультминуты подбираются подготовительные упражнения из материала программы физического воспитания. Для соответствующих классов с учётом характера занятий на данном уроке. Например, после письменной работы в содержание физкультминуты полезно включать упражнения с активным разгибанием («растопыриванием») пальцев и последующим сжиманием пальцев в кулаки; со свободным потряхиванием плеч и кистей рук, опущенных вдоль тела.

После сравнительно продолжительной работы с книгой (чтение и др.) хорошо произвести движения, выпрямляющие позвоночник (типа «потягивания» с глубоким дыханием через нос).

При малоподвижных занятиях, когда детям приходится довольно долго сидеть, не вставая, за партами, особое значение приобретают упражнения для ног (приседание, садиться — вставать и т. п.).

Можно проводить и комбинированные упражнения, состоящие из нескольких элементарных движений рук, ног и туловища. Каждое из таких упражнений направляется на разрешение ряда задач. Например, дети сравнительно долго занимались чистописанием. Решив провести физкультми- нуту, учитель может дать такое упражнение, которое, предоставляя детям активный отдых — разминку, способствует устранению застойных явлений крови в области живота, таза и нижних конечностей, вовлекает в активную

 

работу мышцы — разгибатели позвоночника, устраняет часто наблюдающиеся у маленьких школьников неприятные для них ощущения «онемения» пальцев после письма.

Дети встают, сгибают руки к плечам, разгибая пальцы, и одновременно прогибают туловище по линии груди (движение «потягивания»), затем садятся, тихо кладут руки на парту, расслабляя мышцы туловища. Так повторяют несколько раз.

Перед проведением физкультминуты необходимо открывать окно или форточку, предлагать детям ослаблять пояса и расстёгивать воротники.

Подвижные игры во время больших перемен организуются на воздухе.

Многие учителя отмечают, что правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников. Дети продуктивнее занимаются на последующем уроке, лучше воспринимают материал, внимательнее слушают учителя, спокойнее ведут себя в классе. Игры проводятся учителем, подготовленными для этого учениками — физкульторганизаторами, а также в порядке самодеятельности, под общим наблюдением учителя, дежурящего во время перемены.

Большую помощь учителю в организации игр должен оказать пионерский актив. Как правило, во всех играх во время перемен дети участвуют добровольно, по своему желанию.

Для игр старшим и младшим детям лучше отводить отдельные места. Хорошо проводить одновременно несколько игр, что даёт детям возможность выбора. Каждая игра, проводимая во время перемены, должна удовлетворять следующим требованиям;

допускать возможность переменного (не постоянного) состава участников;

быть хорошо знакомой детям;

быстро начинаться (иметь простые и немногочисленные правила);

отвечать силе и физической подготовке детей;

интересовать участников прежде всего своим ходом и не предусматривать точно определённого окончания. Хорошо, например, проходят такие игры, как «Заяц без норки», «Кто быстрее» и др.

Игры во время перемен не должны переутомлять и перевозбуждать детей. Во время большой перемены можно проводить с одним и тем же составом участников две игры: вначале более оживлённую, затем более спокойную, например: «Попрыгунчики-воробушки» и «Кто скорее» (1— 2 классы); «Удочка» и «Заяц без норки» (3—4 классы).

Необходимо удовлетворять стремление детей и к организации самодеятельных игр. На многих школьных площадках можно наблюдать, с какой
охотой занимаются как мальчики, так и девочки во время больших перемен скакалками, обручами, серсо, тряпочными мячиками. Эти пособия следует выдавать желающим в начале перемены. К концу перемены инвентарь возвращается учителю или физкульторганизатору.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment