Гигиена обучения в начальных классах

gigiena obucheniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Организация обучения на гигиенических основах является важнейшей предпосылкой сохранения здоровья детей и успешности их учебной работы.

Педагогический процесс необходимо организовать так, чтобы дети не испытывали перегрузки и переутомления. Последнее наблюдается при чрезмерно длительных упражнениях, требующих большого напряжения памяти, при неправильном положении тела во время работы, при плохом освещении рабочего места, при недостаточном проветривании класса и т. п.

Учёт возрастных особенностей учащихся необходим для того, чтобы обеспечить лучшее усвоение детьми учебного материала, меньшее напряжение мозга учащихся и предохранение его от переутомления (выражающегося в головных болях, повышении возбудимости нервной системы
и пр.). Недооценка учителем особенностей развития костной системы и относительной слабости мышечного аппарата ведёт к искривлению позвоночника, уплощению и дефектам грудной клетки, расстройству зрения, к перенапряжению сердечной мышцы, к временным или стойким расстройствам деятельности сердца.

Нормальное проведение педагогического процесса требует организации гигиенической обстановки в школе. Не может быть и речи о гигиене учебной работы в плохо проветренном помещении, при плохом освещении рабочего места. Плохое проветривание класса ведёт к насыщению воздуха продуктами дыхания детей, перегреву класса и насыщению его водяными парами, что в совокупности ведёт к ухудшению деятельности мозга, ослаблению восприятия, внимания, преждевременной утомляемости и, следовательно, к худшему усвоению учебного материала. Испорченный воздух классных помещений может служить причиной головных болей и лёгочных заболеваний (главным образом туберкулёза), ухудшения общего физического развития. Следует учесть, что объём воздуха, необходимого для учащихся одного класса, превышает примерно в три раза количество воздуха, наличного в нём. Поэтому для обеспечения учащихся в классе воздухом необходимого качества следует обменивать его в течение урока примерно три раза, т. е. чаще проветривать класс и другие школьные помещения.

image 31

Плохое освещение требует большего напряжения зрительного аппарата учащегося, ведёт к быстрому утомлению глаз, порче зрения, к головным болям, к общей усталости.

Неправильно устроенная мебель, не подобранная в соответствии с ростом детей, не даёт им возможности сохранять правильную позу при письме и чтении, ведёт к быстрому утомлению и вытекающим отсюда последствиям — снижению успеваемости и дисциплины в классе, к искривлению позвоночника, деформации грудной клетки, сутулости.

Несоблюдение чистоты в школьных помещениях ведёт к увеличению пыли, что может служить причиной раздражения слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, способствовать развитию глистных заболеваний и пр. Плохое снабжение школы водой для хозяйственных и питьевых нужд не даёт возможности проводить надлежащим образом уборку помещений и прививать детям такие гигиенические навыки, как мытьё рук перед едой и др.

В целях организации гигиенической обстановки в классе и в школе необходимо соблюдение следующих условий и требований:

1.   Количество учащихся в классе должно соответствовать площади и кубатуре классного помещения: на одного учащегося должно приходиться не менее 1,25 кв. м площади и около 5 куб. м воздуха.

image 32

2. Классная комната должна быть хорошо освещена. Площадь окон в классе должна относиться к площади пола как 1 : 5.

Нормально освещённым местом в классе считается такое, где бегло читающий ученик, имеющий нормальное зрение, может свободно читать мелкий шрифт «петит» на расстоянии 50 см от глаз.

3.   Парты в классе должны быть расставлены так, чтобы освещение падало с левой стороны. Если источник света находится с правой стороны, то тень от руки будет падать на тетрадь, затемняя место письма.

4.   Оконные стёкла всегда должны быть чисто протёрты, их не следует замазывать белой краской, как это иногда делается для того, чтобы учащиеся не отвлекались происходящим вне стен школы; замазывание в классе оконных стёкол значительно уменьшает освещённость рабочего места.

5.   Во избежание затемнения класса не следует сажать деревья в непосредственной близости от окон (не ближе 10 м), а также ставить на окна большое количество цветов (особенно высоких).

6.   При наличии яркой освещённости класса необходимо иметь прозрачные шторы. Однако в часы, когда прямые солнечные лучи не попадают в класс, занавеси должны быть подняты, чтобы не уменьшать освещенности класса.

image 33

7.    Электрические и керосиновые лампы, а также и другие источники искусственного света должны быть развешаны так, чтобы получалось равномерное освещение всего класса.

На 1 кв. м площади класса должна приходиться мощность освещения в 20 ватт. Класс должен иметь 6 световых точек по 200 ватт каждая; высота подвеса ламп должна быть не ниже 1,5 м от потолка.

Абажуры должны защищать глаза от яркого света, но в то же время не задерживать много света. Этому требованию отвечают абажуры типа «Люцетта сборная». Пыль с абажуров и с ламп следует стирать ежедневно.

При керосиновом освещении применяется 7 ламп по 30 или 8 ламп по 20 линий.

Эти лампы должны быть снабжены абажурами или колпаками.

При наличии керосинового освещения следует тщательно ухаживать за лампами, чтобы они не загрязняли воздух копотью и продуктами неполного сгорания, вредными для здоровья (угарный газ), и чаще, чем это принято обычно, проветривать класс.

8.   Температура воздуха в классе перед началом занятий должна быть не ниже + 16° С.

В раздевальнях следует поддерживать температуру, которая давала бы возможность сравнительно быстро высушиваться верхней одежде при ненастной погоде и не допускала бы сильного её охлаждения.

9.   Школа должна быть обеспечена достаточным количеством умывальников (1 кран на 20 — 25 учащихся) и водой для того, чтобы можно было без помех и в короткий срок вымыть руки всему классу перед завтраком.

Необходимо, чтобы учащиеся были обеспечены доброкачественной питьевой водой, чтобы баки содержались в чистоте и ежедневно мылись.

Бачок для воды следует приспособить так, чтобы он действовал, как фонтанчик. Это избавит учащихся от необходимости пользоваться общей кружкой и тем самым устранит опасность заражения инфекционными болезнями.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment