Психика человека выражается в различных формах деятельности ума, чувств и воли. Эти формы деятельности называются психиче ским и процессами . Таковы для умственной деятельности , направленной на познание мира, процессы ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения . К процессам воли относятся стремление, желание, хотение.
Весьма разнообразны чув ства человека. Наряду с низшими чувствами, связанными с органической жизнью — питанием, защитой жизни организма и пр., человеку присущи и высшие чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Психические процессы представляют собой различные формы отражения действительности и протекают всегда в конкретной деятельности человека.
Человек во спринимает предметы и явления внешнего мира, а также осознаёт состояния своего организма, движения органов своего тела и его положение. Восприятие осуществляется в силу воздействия на нервную систему через органы чувств предметов внешнего мира, состояний организма, движений тела. В восприятии участвуют глаз, ухо, обонятельный аппарат, вкусовой, аппарат кожной чувствительности, мускульный, внутренней органической чувствительности. Они дают человеку ощущения — холода и тепла, цветов, музыкальных тонов, запахов, прикосновения, тяжести, собственных движений человека, голода или насыщения, и т. д. Следы от нервных возбуждений, вызванных воздействием на нервную систему предметов и явлений внешнего мира, а также наших органических состояний и движений сохраняются в нашем мозгу. Это даёт нам возможность воспроизводить то, что мы получили в восприятиях и ощущениях, и возобновлять это в памяти даже в том случае, когда эти воздействия внешнего мира уже исчезли.
Однако простым воспроизведением того, что было в конкретном опыте, сознание человека не ограничивается. Мы пер ераб атываем наш опыт, обо бщаем воспринимаемые нами предметы и явления и образуем по – нятия . Так, например, мы можем говорить не о школе № 1 или № 17, а о школе вообще, не о яблоне в нашем саду, а о яблоне вообще и т. д. В нашем жизненном опыте мы замечаем связи, зависимости между предметами и явлениями действительности, а также результаты нашего воздействия на природу. Например, мы устанавливаем зависимость урожая картофеля от обработки почвы и выражаем это затем в суждении: урожай картофеля зависит от разрыхления почвы, от окучивания. Эта обобщающая и устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями мира деятельность сознания называется мышлением в строгом научнопсихологическом смысле этого слова.
Жизнь наших чувств , или, как иначе их называют, эмоций возникает в силу того, что человек не бесстрастно, не безразлично относится к тому, что он воспринимает, вспоминает или о чём он мыслит. Эмоции выражают отношение человека к вещам, людям, событиям и пр., положительное или отрицательное. Мы восхищаемся подвигами наших людей на фронте и в тылу, презираем шкурников и лодырей, любим нашу родину и ненавидим её врагов, и т. д. Даже самые простые впечатления — чистый или грязный стол, хорошо или плохо приготовленная пища и т. п. — вызывают в нас чувства удовольствия или неудовольствия.
В олевые пр оцессы непосредственно связаны с нашей деятельностью. Для того чтобы проявить какую-либо деятельность, надо пережить стремление к ней; для того чтобы добиться чего-нибудь в жизни, преодолевая препятствия и трудности, нужно сильно хотеть этого, нужно употребить усилия.
В качестве примера проанализируем слушание детьми чтения или рассказа учителя. Этот процесс по преобладающему в нём моменту, по основному его характеру следует назвать восприятием. Но разве не требуется ученику делать волевое усилие, напрягать своё внимание, чтобы восприятие было ясным и отчётливым? Можно ли воспринимать, не понимая содержания того, что читается или рассказывается, не понимая значения слов, связи мыслей, т. е. без работы мышления? Можно ли понимать, не помня значения ранее усвоенных слов, т. е. не опираясь на память? Нередко ученику приходится представить себе то, о чём говорится в рассказе, но чего он никогда не видел. Значит, он должен воспользоваться своим воображением. И, наконец, доступность для понимания школьником того, что он слушает, вызовет у него чувство интеллектуального удовлетворения и, наоборот, трудный и непонятный рассказ будет вызывать неудовольствие, скуку. В литературно-художественном, историческом рассказе эмоции будут вызываться действиями лиц, о которых идёт речь: благородный поступок, героизм вызовут моральное удовлетворение, восхищение; подлость, измена пробудят негодование.
Для того чтобы целесообразно направлять эту деятельность, учителю нужно ясно представлять себе существенные признаки психических процессов и основные закономерности психической жизни.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова