Формы методической работы с учителями в начальных классах

formy metodicheskoj raboty s uchitelyami v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Основными формами работы с учителями по повышению их идейно-политического уровня и педагогической квалификации являются: изучение педагогического опыта, практикумы, открытые уроки, доклады, рефераты, коллективные чтения, теоретические собеседования.

Изучение опыта лучших школ и учителей — одна из важнейших форм методической работы. В целях обмена педагогическим опытом проводятся взаимные посещения учителями уроков и внеклассных занятий друг у друга, иногда практикуются выезды учителей в лучшие школы. Посещая лучшие школы, учителя наблюдают уроки и внеклассные занятия, знакомятся с работой педагогических совещаний, родительского комитета, изучают планы, конспекты уроков, ученические тетради. В заключение таких посещений обычно проводится педагогическое совещание школы с участием приехавших учителей, на котором заведующий и учителя информируют о работе своей школы, а гости делятся своими впечатлениями.

Пр актикумы ставят своей задачей приобретение учителями необходимых навыков и умений, без которых невозможна правильная постановка обучения и воспитания детей. Так, например, для хорошей постановки уроков пения, рисования, физкультуры учителю самому необходимо пройти систему практических упражнений по этим предметам; для преподавания естествознания необходимо уметь демонстрировать опыты, проводить экскурсии; для активного обучения некоторым разделам арифметики учителю приходится прибегать к измерениям на местности и т. д. Учитель должен уметь переплетать книги, изготовлять простейшие наглядные пособия. Кроме того, учителям необходимо обладать и рядом практических умений: как разбить школьный огород, сад, как поставить опыт на пришкольном участке, как провести озеленение усадьбы, устроить цветник и т. д. Овладение такими практическими навыками должно быть предметом занятий в методическом объединении.

С целью практического овладения основными методическими приёмами преподавания целесообразно начинающих учителей прикреплять к школам и опытным учителям своего методического объединения. Опытный, хорошо знающий своё дело учитель может многому научить начинающего учителя: как планировать работу, как применять те или иные методы и приёмы обучения и воспитания, как учитывать работу, вести занятия с отстающими, как изготовить простейшие наглядные пособия и т. д.

Открытые уроки в большинстве случаев даёт опытный учитель. Но открытые уроки нужно проводить и малоопытным учителям. Пусть они пробуют свои силы, а присутствующие на этих уроках более опытные учителя помогают им своими советами.

Открытый урок — это очередной урок по изучаемой теме. Он должен быть хорошо подготовлен. Конспект его обязательно анализируется заведующим школой и заблаговременно даётся для ознакомления тем учителям, которые будут присутствовать на уроке.

На открытый урок нельзя допускать большого числа посетителей. Все присутствующие занимают места до урока сзади класса и держат себя возможно незаметнее для детей; задавать вопросы и тем более разговаривать с учениками или обходить ряды парт на уроке — нельзя (чтобы не отвлекать внимания детей).

Открытый урок подвергается обсуждению. Практика показывает, что удобнее всего это обсуждение вести таким образом: сначала даётся вступительное слово учителю, проводившему урок, который кратко рассказывает о цели урока, раскрывает намеченный план его проведения и, если нужно, характеризует состав учащихся, их знания и навыки; затем выступают с оценкой урока присутствовавшие на нём учителя; потом снова даётся слово самому учителю — для справок и пояснений; завершает разбор урока председатель собрания (заведующий школой, руководитель методического объединения), который подводит итоги обсуждения урока.

Иногда открытые уроки проводятся как иллюстрации к изучаемому учителями вопросу. Например, учителя 1 классов изучают методику обучения грамоте. Перед уроком они слушают доклад на эту тему, а затем идут на урок, наблюдают и разбирают его.

Конспекты открытых уроков и протоколы их обсуждения хранятся в делах школы, а если при школе есть методический уголок, конспекты передаются туда.

Доклады — наиболее распространённая форма методической работы. Тематика докладов устанавливается планом педагогического совещания или методического объединения. Докладчики выделяются из числа учителей или приглашаются через партийные органы и отделы народного образования. В кустовых методических объединениях доклады часто поручаются не одному учителю, а школе в целом или учителям нескольких школ. В этом случае доклад готовится всем коллективом учителей, причём один из них выступает в качестве докладчика, а остальные демонстрируют образцы опыта, подготовленные к докладу наглядные пособия, конспекты уроков, ученические тетради и т. д. Например, при изучении темы «Воспитание советского патриотизма» можно предложить одному из учителей подготовить доклад, а остальным суммировать свой опыт. В этом случае собрание целесообразно начать не с доклада, а с выступлений учителей, которые делятся своим опытом; затем слушается доклад и общее заключение. Активность учителей при таком построении занятий бывает более высокая, открывается широкий простор для критики и самокритики.

Р еф ераты также должны найти широкое применение в работе методических объединений. Реферат — это изложение в сжатой форме тех идей и положений, которые заимствованы из одного или нескольких литературных источников. Рефераты особенно полезны в том случае, когда возникает необходимость ознакомить учителей с рядом методических статей, освещающих тот или иной важный в практическом отношении вопрос или ознакомить их с какими-либо новыми педагогическими произведениями.

Колл ективно е чтение литературы и разбор её следует отнести к числу совершенно необходимых видов занятий методического объединения. Правильно организованное чтение и коллективное обсуждение статей из центральных газет («Правды», «Известий», «Учительской газеты»), из журналов «Начальная школа», «Советская педагогика» и др., из методических книг и пособий даёт хорошие результаты. Для того чтобы коллективное чтение прошло успешно, необходима предварительная подготовка. Нужно умело подобрать статью для предстоящего чтения. Важно выбрать то, что интересует учителей и совпадает с планом методической работы объединения. Одновременно с этим необходимо рекомендовать литературу для домашнего чтения или предложить отдельным учителям подготовить рефераты.

Теоретические собеседов ания устраиваются для коллективного обсуждения проблем, самостоятельно изученных учителями. Например, учителя самостоятельно изучали вопросы коммунистического воспитания детей на уроках истории. Они читали дома рекомендованную им литературу, конспектировали её, применяли теорию на практике, анализировали и обобщали результаты своего опыта. На очередном методическом занятии проводится собеседование по вопросам: воспитание советского патриотизма и национальной гордости, воспитание сознательной дисциплины и пр. Учителя выступают с краткими сообщениями, дополняют друг друга, делятся опытом своей педагогической работы. В конце собеседования руководитель подводит итоги: указывает достоинства и недостатки отдельных выступлений, уточняет и разъясняет основные положения содержания темы собеседования, анализирует опыт учителей, делает выводы и рекомендует литературу для дальнейшего изучения темы.

Нередко собеседования сопровождаются рефератом, чтением, просмотром кинофильма, или в конце даётся небольшая лекция на данную тему, углубляющая знания, приобретённые в порядке самообразования.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment