Физическая подготовка в начальной школе

fizicheskaya podgotovka v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Содержание уроков по физической подготовке в начальной школе направлено на вс естор оннее ф изич еское развитие детей , укрепление их здоровья, физическое закаливание и повышение общей работоспособности их организма. Вместе с этим уроки физической подготовки имеют целью развитие у детей нр ав ств е н ных и в оле вых к ач е с тв : сознательной дисциплины, коллективизма, решительности, смелости, мужества и самообладания.

В содержание уроков по физической подготовке, начиная с 1 класса, входят различного рода гимн ас тич е с ки е упр ажн е ния , х одь ба , р авно в е си е и игры , С 3 класса, кроме того, вводится лыжная подготовка.

Проведение этих упражнений преследует определённые педагогические задачи, усложняющиеся от класса к классу.

В 1 классе начинается систематическая и вместе с тем осторожная работа над равномерным развитием всей мышечной системы ребёнка. Этой цели служат общеразвивающие гимнастические упражнения, а также Произвольное лазание по гимнастической стенке, переползание и лазание по наклонно поставленной гимнастической скамейке.

Наряду с этим ставится задача развить у детей навык производить движения в определённых направлениях и темпах и умение действовать в меняющейся обстановке, проявляя для этого необходимую ловкость и быстроту в движениях. Развитию этих навыков способствуют упражнения в бросании и ловле мяча, прыжки через длинную скакалку и игры.

Начиная с 1 класса, у детей воспитывается ув ер е нно сть и с ам о – о бл ад ание (например, при выполнении упражнений в равновесии на высоте, в прыжках в глубину и высоту). В играх дети овладевают первоначальными навыками целенапр авленных действий в кол – л ектив е , учатся преодолевать растерянность, неувереннность, а иногда и страх перед активными действиями, требуемыми правилами игры.

Во 2 классе продолжается работа над развитием мышечной системы в целом. Для этой цели так же, как и в 1 классе, используются общеразвивающие упражнения с элементами усилия, лазание по гимнастической стенке и скамейке. В этом классе ставится задача развития у детей навыка производить быстрые движения по сигналу, по команде, сочетать быстроту с ловкостью, особенно в изменяющейся обстановке. Развитие этих навыков достигается в играх с бегом на скорость («кто быстрее») и о увёртыванием, в прыжках со скакалкой, в преодолении препятствий прыжками, перелаза- нием.

В связи с этим ставится задача развития у детей умения быстро ориентироваться в обстановке , преодолевать затруднения и препятствия в выполнении поставленной задачи и так же, как в 1 классе, обращается внимание на воспитание у детей способности преодолевать чувство страха при выполнении физических упражнений.

В играх, кроме задач, поставленных в 1 классе, выдвигается задача воспитания правильного понимания детьми своих обязанностей по отношению к товарищам, к коллективу, умения согласовывать свои действия с действиями небольшой группы и понимания важности выполнения правил игры.

В 3 классе, в связи с задачей развития мышечной системы, усиливаются упражнения для развития мышц туловища, обеспечивающих правильную осанку. Обращается большое внимание на сочетание силы с ловкостью и постепенное втягивание детей в выполнение упражнений на выносли – вость.

С этой целью вводятся: лазание с преодолением препятствий, поднимание и переноска грузов до 3 кг, перетягивание (сопротивление), прыжки в длину с места, а также чередование бега с ходьбой длительностью до 1 минуты, игры с бегом, передвижение на лыжах (на 1 — 1,5 км).

В упражнениях в равновесии, прыжках через короткую скакалку и в высоту с разбега, в играх с бегом и увёртыванием, в эстафетах с преодолением препятствий совершенствуется умение детей действовать в со – ответствии с меняющейся о бстановкой , развиваются навыки быстрых движений в сочетании с ловкостью, решительностью и смелостью.

В 3 классе особое внимание обращается на воспитание у детей способности к волевому усилию , уверенности при принятии решений в играх и гимнастике.

В 4 классе продолжается работа над общим развитием всей мышечной системы ребёнка. Совершенствуется умение детей применять силу в сочетании с ловко стью в различных условиях. Этому способствуют общеразвивающие упражнения с элементами усилия, упражнения, обеспечивающие правильную осанку, поднимание и переноска груза в 5 — 7 кг, лазание, преодоление препятствий, сопротивления.

В 4 классе усиливается воспитание выносливости в смешанных передвижениях (бег в чередовании с ходьбой до 300 м, передвижение на лыжах 1,5 — 2 км), способность к усилиям при быстром беге (бег с внезапными остановками по сигналу, бег на скорость на расстоянии 40 — 50 м).

Так же, как и в предыдущих классах, большое внимание в 4 классе уделяется развитию ло вкости в движениях, быстр оте р еакции на различного рода команды и сигналы , а также воспитанию увер енности в своих силах и способности пойти на риск в интересах коллектива Этим целям служат упражнения в равновесии на повышенной опоре, бег с преодолением препятствий, метание в цель, лазание по канату, командные игры.

При воспитании нравственных и волевых качеств обращается внимание на развитие у детей умения пр еодол евать з атруднения , сознательно и целесообразно действовать в коллективе, в команде, проявлять готовность к взаимной выручке и подчинять личное начало общим задачам коллектива.

Большое место в содержании занятий по физическому воспитанию занимают подвижные игры . В 1 2 классах на уроке физического воспитания играм отводится до 70% времени, в 3 4 классах — до 50%.

В первых двух классах на уроках физического воспитания применяются главным образом тематические игры. Детей этого возраста больше интересует фабула игры, чем её двигательное содержание. Однако движения в игре постепенно, по мере развития ребёнка, приобретают для него всё больший интерес. Старшие школьники увлекаются быстротой движения, ловкостью и силой. Поэтому, если для 1 и 2 классов рекомендуются тематические игры, с различного рода естественными движениями (ходьба, бег, прыжки), то для учащихся 3 и 4 классов вводятся игры, требующие быстроты движения, ловкости, меткости (например, русская лапта и др.).

Гимнастика и подвижные игры, конечно, не могут полностью разрешить всех задач физического воспитания в начальной школе. Укрепление здоровья детей, закаливание, повышение уровня их физического развития и общей работоспособности организма достигаются не только физическими упражнениями и играми, но и всем р ежимом школы , во спита- нием гигиенических навыков , организацией внеклассной работы по физическому воспитанию и правильной организацией врачебного контроля .

Большую роль в физическом воспитании детей младшего школьного возраста играют экскурсии и прогулки . Эти мероприятия обычно связываются с выполнением классных или внеклассных заданий в связи с объяснительным чтением или занятиями по естествознанию, географии и истории (в 4 классе). Но вместе с этим их содержание дополняется определёнными видами физических упражнений (ходьба, игры, прыжки и пр.).

Однако гимнастика в системе всех мероприятий занимает центральное место, и поэтому от правильной постановки преподавания этого предмета в значительной мере зависит разрешение и общих задач физического воспитания детей.


Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова
Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment