Преподавание естествознания как самостоятельного учебного предмета начинается в 4 классе. В первых трёх классах знания о природе даются детям на уроках родного языка. Для этого в связи с чтением природоведческих статей и работой по развитию речи необходимо проводить «предметные уроки», экскурсии, наблюдения в классе, дома и в окружающей природе, практические работы на пришкольном участке.
Уже в начальных классах должны быть сделаны первые шаги в формировании у детей убеждения в материальности мира. Это не значит, конечно, что дети усвоят философское понятие «материя». Даже самый термин «материя» не следует употреблять в начальной школе. Речь идёт лишь о нако плении первоначальных представлений , необходимых для последующих теоретических обобщений.
Подвергая данные ощущений обработке мыслью, школа впоследствии поможет детям за внешней видимостью воспринимаемых вещей увидеть их внутреннюю сущность, внутренние глубокие связи и отношения. Постепенно понятия о материи и материальности мира будут углубляться, приближаясь к современным научным философским воззрениям. Но для того чтобы это стало возможным в старших классах, необходимо уже в начальной школе накопить возможно больше конкретных представлений о различных материальных телах, их разнообразных свойствах и сделать указанные выше первоначальные выводы об общих свойствах всех материальных тел. Чувственное восприятие реальных предметов природы является первой ступенью и фундаментом материалистического мировоззрения.
Вторая важнейшая идея, которая должна найти отражение в начальном курсе естествознания, — это идея о вз аи мно й с вяз и и о бусл о в – л е нн о с ти явлений природы. Надо приучать детей рассматривать вещи, предметы и явления природы не изолированно одно от другого, а во взаимной связи, находить материальные причины наблюдаемых явлений. Так, например, растения и животных надо рассматривать в единстве с условиями их жизни. Конечно, и в данном случае речь идёт не об усвоении философских понятий взаимосвязи и причинности. Даже самый термин «причина» вряд ли необходимо вводить в начальной школе. Задача состоит именно в пр иучении детей, в создании у них привычки рассматривать явления природы во взаимной связи, привычки постоянно ставить вопросы «почему это произошло?», «от чего это зависит?», «как это можно объяснить?» и т. д., т. е. доискиваться причин каждого явления. Дети младшего школьного возраста смогут узнать и понять лишь самые ближайшие, внешние, наиболее очевидные связи явлений природы: «снег от тепла тает», «вода от мороза замерзает», «вода от нагревания расширяется» и т. д. По мере развития детей, им становятся доступны целые «цепочки» подобных связей: солнце весной поднимается выше над горизонтом и греет теплее, от тепла тает снег, образуются ручейки талой воды, ручейки стекают в реку, река переполняется водой и ломает лёд, начинается ледоход и т. д.
Основываясь на этих простейших связях, доступных непосредственному чувственному восприятию, учитель уже в 4 классе подводит детей к осознанию некоторых общих законов природы, охватывающих большое количество явлений: «все тела природы расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении», «при нагревании жидкости переходят из жидкого состояния в газообразное» и т. д.
Но и эти более общие связи ещё не вскрывают самой сущности наблюдаемых явлений. Только в курсе физики учащиеся ознакомятся с их молекулярной природой.
Таким образом, идея взаимной связи и взаимной обусловленности явлений природы должна постепенно стать привычной точ ко й зр е ния детей. На основе наблюдения конкретных фактов у детей должно постепенно складываться убеждение в том, что к ажд о е я вл ение пр ир оды им е ет с в ои е сте с тв е нны е пр ичин ы , что в природе нет ничего сверхъестественного, чудесного.
Мы знаем, что современная наука рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, а как состояние не пр ер ы в н ого д в иж е – ния и из мен е ния . Эта идея является важнейшей чертой диалектикоматериалистического мировоззрения. Она должна найти своё отражение и в начальном курсе естествознания, конечно, не в форме абстрактного философского положения, а в виде накопления конкретных фактов для последующих глубоких теоретических обобщений. Уже в 1 и 2 классах дети, ведя календарь природы, наблюдают и отмечают изменения, происходящие по сезонам года. Берёза, растущая на школьном дворе, летом была покрыта зелёными листьями. Пришла осень, настали холода, и листья на берёзе пожелтели, а потом опали. Зимой дети видят эту берёзу в белоснежном уборе — это всё та же берёза, которую они наблюдали раньше. Та же и не та… Пришла весна, сильнее пригревает солнце, растаял снег, зазеленела трава, и снова берёза меняет свой вид: распускаются почки, и дерево покрывается нежной зеленью листвы. На глазах детей происходят и более глубокие изменения предметов природы: семя гороха, пролежавшее в шкафу целый год без всяких изменений, по внешнему виду совершенно мёртвое, безжизненное, будучи положено в воду, набухает, даёт корешок и стебелёк с листочками. Пройдёт несколько недель — и из семени вырастает высокое растение с зелёными листьями, цветками и плодами. Из яичек бабочки выходят гусеницы; они растут, окукливаются, куколки превращаются в бабочек. Из икринки лягушки развивается хвостатый головастик, головастик растёт, у него появляются задние, а затем и передние ножки, хвост исчезает, и головастик превращается в крошечного лягушонка. Всё это так увлекательно и занятно для детей! Вместе с этими яркими фактами в сознании детей зарождается, развивается и крепнет идея о том, что в с ё в пр ир о де из – меняется, и эти изменения происходят под влиянием естественных причин.
Но может быть изменения происходят только с живыми объектами природы? Оказывается, нет — изменяются и тела неживой природы: вода от мороза превращается в лёд, лёд от тепла тает и превращается в воду, вода при нагревании кипит и превращается в пар. Подобные изменения происходят и с другими телами природы: олово, свинец, медь, железо и другие металлы плавятся при нагревании, становятся жидкими, а при охлаждении снова твердеют. В 4 классе из этих фактов делается обобщающий вывод о трёх состояниях тел природы.
Не менее ярким примером вечного изменения материи является история песка и глины. Для всех детей горы, гранитные скалы представляются прочными, незыблемыми, неизменными. Когда люди хотят построить долговечные сооружения, они их делают из гранита. Но оказывается, что. и гранит не вечен; под влиянием естественных причин (резких изменений температуры, действия воды, воздуха, корней растений и т. д.) он разрушается и превращается в песок и глину. Однако на этом не кончается история гранита: песок и глина при известных условиях под влиянием других естественных причин снова превращаются в камни — песчаники и глинистые сланцы.
Знакомя детей со всеми изменениями тел неживой и живой природы, учитель останавливает внимание детей и на таких фактах, которые позволят впоследствии сделать очень важные выводы о диалектическом, скачкообразном характере развития природы, о развитии, включающем появление нового, о вечности, неуничтожаемости материи . Поясним эту мысль примерами.
Дети наблюдают за развитием гороха. На молодом растении не было ни бутонов, ни цветков. Но вот на какой-то стадии развития появляется бутон. Он растёт, превращается в цветок: бутон как таковой уже перестаёт существовать. Вскоре перестаёт существовать и цветок, давая начало плоду с семенами. Значит, развитие не сводится только к увеличению размеров предмета, а связано с появлением нового, такого, чего раньше не было даже в зачаточном состоянии.
Дети наблюдают, как крупинки соли растворяются в воде. «Соль исчезла», — делают они поспешный вывод. Но так ли это? Учитель предлагает попробовать воду на вкус. Она солёная. Значит соль не исчезла, она здесь, в воде, только она изменила свой вид. А нельзя ли извлечь эту соль из воды? Оказывается, можно: дети испаряют соляной раствор, и на дне фарфоровой чашки остаются крупинки соли.
Дети налили на блюдечко воды и поставили его в шкаф. Через несколько дней воды в блюдце не оказалось. «Вода исчезла», — говорят дети. И снова перед учителем задача показать, что вода не исчезла, а испарилась, т. е. изменила своё состояние, стала невидимым газом. А как это доказать? Надо попытаться снова превратить её в воду. Для этого надо, чтобы комнатный воздух, насыщенный парами воды, пришёл в соприкосновение с каким-нибудь охлаждённым предметом. Учитель ставит на стол стакан, наполненный снегом, и на наружных стенках стакана появляются капельки воды. Откуда они взялись? Это невидимый водяной пар, находившийся в воздухе, охладился от соприкосновения с холодными стенками стакана и превратился в воду. Значит, действительно, вода не исчезает при испарении, а только изменяет свой вид, переходит в другое (газообразное) состояние.
Все эти факты, в которых наглядно проявляются всеобщие законы диалектического развития природы, должны ярко запечатлеваться в сознании детей. Из этих наблюдений начальная школа сделает пока очень узкие выводы, касающиеся лишь данных единичных фактов. Но придёт время, и из этих единичных фактов и частных выводов будут сделаны более широкие философские выводы и обобщения — о вечности материи, о переходе количественных изменений в качественные, о скачкообразном характере развития. Задача начальных классов — подготовить почву для этих выводов, накопить конкретный материал для последующих широких обобщений.
Это небольшие травянистые растения. А раньше это были большие деревья, из них образовался каменный уголь. В учебнике дана красочная картина этого первобытного леса.
Вполне возможно познакомить детей и с далёкими предками человека: рассказать о находках древних людей при раскопках, о том, как по этим костям учёные воспроизвели внешний облик первобытного человека, показать соответствующие картинки. Всё это несомненно ведёт к формированию у учащихся эволюционных представлений о природе.
Особенностью коммунистического мировоззрения является его действенный характер: природа изучается людьми не созерцательно, а под углом зрения человеческой практики. Люди изучают природу для того чтобы овладеть ею. В связи с этим до сознания детей может быть доведена ещё одна идея, имеющая большое значение для формирования у них основ материалистического мировоззрения: пока люди не знают взаимной связи явлений природы, силы природы действуют стихийно и часто приносят людям вред. Когда же люди узнают связь между явлениями, они получают возможность сознательно упр авлять пр ир о д о й , использовать её силы для своих пр актиче с ких ц ел ей . Конечно, и эта идея должна быть дана не в форме абстрактного теоретического рассуждения, а как вывод из конкретных фактов, доступных пониманию детей. Особенно убедительный материал в этом отношении представляют работы Мичурина, Лысенко и их последователей, первое знакомство с которыми даётся в начальных классах.
Естествознание даёт большие возможности для воспитания у детей л ю б в и к р о дин е . Но что такое родина для ребенка? Это прежде всего тот уголок земли, где он родился и живёт. Показать детям красоту природы этого уголка, пробудить у них горячую любовь и привязанность к берёзовой роще, полям и лугам, окружающим школу, — это значит положить прочное основание воспитанию патриотизма.
Воспитывать любовь к родине надо с первых же дней поступления детей в школу. Всё преподавание естествознания в начальной школе должно быть согрето этим чувством любви к родной природе.
С самых ранних лет надо обращать внимание детей на красоту и богатство нашей природы. Несколько замечаний, вскользь брошенных учителем во время осенней экскурсии в лес (1 и 2 классы), привлекут внимание учащихся к красоте осеннего пейзажа («золотая осень»). Яркие эмоциональные впечатления, полученные на экскурсии, учитель закрепит и усилит на уроках родного языка и рисования, предложив детям разучить стихотворение про «золотую осень» и нарисовать картину на ту же тему. Такие моменты можно найти во все времена года. Важно добиться, чтобы учащиеся не проходили равнодушно мимо них, чтобы эти моменты вызывали у детей яркие переживания, оставляли в сознании заметный след,
В 4 классе при изучении полезных ископаемых учитель должен обратить внимание детей на неисчерпаемые богатства недр нашей родины, завладеть которыми так стремились фашистские захватчики. Надо подчеркнуть, что все природные богатства в нашей стране принадлежат народу, а не кучке богачей, как в капиталистических странах.
Огромное значение для воспитания любви к родине могут иметь яркие рассказы учителя о наших победах над природой. Героические подвиги советских лётчиков и стратонавтов, покоривших воздушную стихию, завоевавших северный полюс и неприступные высоты стратосферы, покорение Днепра, Риона и других рек СССР, открытие новых месторождений полезных ископаемых, работа орденоносного Эпрона, победы социалистического земледелия и животноводства, Сталинский план преобразования природы — все эти и подобные им яркие факты нашей героической советской действительности должны найти своё отражение на уроках естествознания.
Задача учителя — на этих конкретных фактах показать мудрость и дальновидность политики коммунистической партии и Советского государства в деле овладения силами и богатствами природы и переделки природы в интересах человека.
Действенный характер социалистического мировоззрения выражается в том, что свои знания о природе, свои чувства любви к ней советские люди проявляют в делах, направленных на охрану и приумножение природных богатств, на овладение богатствами природы, на преобразование её. Эта особенность социалистического мировоззрения обязывает и учителя начальной школы тесно связать преподавание естествознания с практической деятельностью детей по охране местной природы, древонасаждению, привлечению и подкормке полезных птиц, по изучению местных полезных ископаемых, сбору дикорастущих растений, по выращиванию сельскохозяйственных растений и животных, по борьбе с сорняками и вредителями сельского хозяйства и т. д.
В процессе преподавания учитель должен воспитывать у учащихся социалистическое отношение к труду и общественной собственности, чувства коллективизма, дружбы, товарищества, ответственности, настойчивость в достижении цели, упорство в труде и другие черты характера советского человека.
Таковы важнейшие идеи, которые должны одухотворять весь учебный материал начального курса естествознания и придавать преподаванию его чёткую коммунистическую целеустремлённость.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова