Естествознание в начальных классах

estestvoznanie v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Преподавание естествознания как самостоятельного учебного предмета начинается в 4 классе. В первых трёх классах знания о природе даются детям на уроках родного языка. Для этого в связи с чтением природоведческих статей и работой по развитию речи необходимо проводить «предметные уроки», экскурсии, наблюдения в классе, дома и в окружающей природе, практические работы на пришкольном участке.

Преподавание естествознания, как и всех других дисциплин в советской школе, должно быть глубоко идейным. Это значит, что естествознание должно способствовать формированию у учащихся начал диалектико-материалистического мировоззрения.

Уже в начальных классах должны быть сделаны первые шаги в формировании у детей убеждения в материальности мира. Это не значит, конечно, что дети усвоят философское понятие «материя». Даже самый термин «материя» не следует употреблять в начальной школе. Речь идёт лишь о нако плении первоначальных представлений , необходимых для последующих теоретических обобщений.

Изучая отдельные тела — воду, воздух, твёрдые тела, сравнивая их между собой, дети должны узнать, что все тела природы занимают определённое место в пространстве и имеют вес, что все тела действуют на наши органы чувств. С помощью различных органов чувств мы узнаём о существовании всех тел природы. Воздействуя на них, мы обнаруживаем их различные свойства. Всё это должно постепенно создавать у детей твёрдое убеждение в реальности мира: он сущ е ствует н а с ам о м д ел е , а не в н аш ем в о о бр аже нии . Чувственное восприятие природы является первой ступенью научного познания материальности мира.

Подвергая данные ощущений обработке мыслью, школа впоследствии поможет детям за внешней видимостью воспринимаемых вещей увидеть их внутреннюю сущность, внутренние глубокие связи и отношения. Постепенно понятия о материи и материальности мира будут углубляться, приближаясь к современным научным философским воззрениям. Но для того чтобы это стало возможным в старших классах, необходимо уже в начальной школе накопить возможно больше конкретных представлений о различных материальных телах, их разнообразных свойствах и сделать указанные выше первоначальные выводы об общих свойствах всех материальных тел. Чувственное восприятие реальных предметов природы является первой ступенью и фундаментом материалистического мировоззрения.

Вторая важнейшая идея, которая должна найти отражение в начальном курсе естествознания, — это идея о вз аи мно й с вяз и и о бусл о в – л е нн о с ти явлений природы. Надо приучать детей рассматривать вещи, предметы и явления природы не изолированно одно от другого, а во взаимной связи, находить материальные причины наблюдаемых явлений. Так, например, растения и животных надо рассматривать в единстве с условиями их жизни. Конечно, и в данном случае речь идёт не об усвоении философских понятий взаимосвязи и причинности. Даже самый термин «причина» вряд ли необходимо вводить в начальной школе. Задача состоит именно в пр иучении детей, в создании у них привычки рассматривать явления природы во взаимной связи, привычки постоянно ставить вопросы «почему это произошло?», «от чего это зависит?», «как это можно объяснить?» и т. д., т. е. доискиваться причин каждого явления. Дети младшего школьного возраста смогут узнать и понять лишь самые ближайшие, внешние, наиболее очевидные связи явлений природы: «снег от тепла тает», «вода от мороза замерзает», «вода от нагревания расширяется» и т. д. По мере развития детей, им становятся доступны целые «цепочки» подобных связей: солнце весной поднимается выше над горизонтом и греет теплее, от тепла тает снег, образуются ручейки талой воды, ручейки стекают в реку, река переполняется водой и ломает лёд, начинается ледоход и т. д.

Основываясь на этих простейших связях, доступных непосредственному чувственному восприятию, учитель уже в 4 классе подводит детей к осознанию некоторых общих законов природы, охватывающих большое количество явлений: «все тела природы расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении», «при нагревании жидкости переходят из жидкого состояния в газообразное» и т. д.

Но и эти более общие связи ещё не вскрывают самой сущности наблюдаемых явлений. Только в курсе физики учащиеся ознакомятся с их молекулярной природой.

Таким образом, идея взаимной связи и взаимной обусловленности явлений природы должна постепенно стать привычной точ ко й зр е ния детей. На основе наблюдения конкретных фактов у детей должно постепенно складываться убеждение в том, что к ажд о е я вл ение пр ир оды им е ет с в ои е сте с тв е нны е пр ичин ы , что в природе нет ничего сверхъестественного, чудесного.

Мы знаем, что современная наука рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, а как состояние не пр ер ы в н ого д в иж е – ния и из мен е ния . Эта идея является важнейшей чертой диалектикоматериалистического мировоззрения. Она должна найти своё отражение и в начальном курсе естествознания, конечно, не в форме абстрактного философского положения, а в виде накопления конкретных фактов для последующих глубоких теоретических обобщений. Уже в 1 и 2 классах дети, ведя календарь природы, наблюдают и отмечают изменения, происходящие по сезонам года. Берёза, растущая на школьном дворе, летом была покрыта зелёными листьями. Пришла осень, настали холода, и листья на берёзе пожелтели, а потом опали. Зимой дети видят эту берёзу в белоснежном уборе — это всё та же берёза, которую они наблюдали раньше. Та же и не та… Пришла весна, сильнее пригревает солнце, растаял снег, зазеленела трава, и снова берёза меняет свой вид: распускаются почки, и дерево покрывается нежной зеленью листвы. На глазах детей происходят и более глубокие изменения предметов природы: семя гороха, пролежавшее в шкафу целый год без всяких изменений, по внешнему виду совершенно мёртвое, безжизненное, будучи положено в воду, набухает, даёт корешок и стебелёк с листочками. Пройдёт несколько недель — и из семени вырастает высокое растение с зелёными листьями, цветками и плодами. Из яичек бабочки выходят гусеницы; они растут, окукливаются, куколки превращаются в бабочек. Из икринки лягушки развивается хвостатый головастик, головастик растёт, у него появляются задние, а затем и передние ножки, хвост исчезает, и головастик превращается в крошечного лягушонка. Всё это так увлекательно и занятно для детей! Вместе с этими яркими фактами в сознании детей зарождается, развивается и крепнет идея о том, что в с ё в пр ир о де из – меняется, и эти изменения происходят под влиянием естественных причин.

Но может быть изменения происходят только с живыми объектами природы? Оказывается, нет — изменяются и тела неживой природы: вода от мороза превращается в лёд, лёд от тепла тает и превращается в воду, вода при нагревании кипит и превращается в пар. Подобные изменения происходят и с другими телами природы: олово, свинец, медь, железо и другие металлы плавятся при нагревании, становятся жидкими, а при охлаждении снова твердеют. В 4 классе из этих фактов делается обобщающий вывод о трёх состояниях тел природы.

Не менее ярким примером вечного изменения материи является история песка и глины. Для всех детей горы, гранитные скалы представляются прочными, незыблемыми, неизменными. Когда люди хотят построить долговечные сооружения, они их делают из гранита. Но оказывается, что. и гранит не вечен; под влиянием естественных причин (резких изменений температуры, действия воды, воздуха, корней растений и т. д.) он разрушается и превращается в песок и глину. Однако на этом не кончается история гранита: песок и глина при известных условиях под влиянием других естественных причин снова превращаются в камни — песчаники и глинистые сланцы.

Знакомя детей со всеми изменениями тел неживой и живой природы, учитель останавливает внимание детей и на таких фактах, которые позволят впоследствии сделать очень важные выводы о диалектическом, скачкообразном характере развития природы, о развитии, включающем появление нового, о вечности, неуничтожаемости материи . Поясним эту мысль примерами.

Дети наблюдают за развитием гороха. На молодом растении не было ни бутонов, ни цветков. Но вот на какой-то стадии развития появляется бутон. Он растёт, превращается в цветок: бутон как таковой уже перестаёт существовать. Вскоре перестаёт существовать и цветок, давая начало плоду с семенами. Значит, развитие не сводится только к увеличению размеров предмета, а связано с появлением нового, такого, чего раньше не было даже в зачаточном состоянии.

Дети наблюдают, как крупинки соли растворяются в воде. «Соль исчезла», — делают они поспешный вывод. Но так ли это? Учитель предлагает попробовать воду на вкус. Она солёная. Значит соль не исчезла, она здесь, в воде, только она изменила свой вид. А нельзя ли извлечь эту соль из воды? Оказывается, можно: дети испаряют соляной раствор, и на дне фарфоровой чашки остаются крупинки соли.

Дети налили на блюдечко воды и поставили его в шкаф. Через несколько дней воды в блюдце не оказалось. «Вода исчезла», — говорят дети. И снова перед учителем задача показать, что вода не исчезла, а испарилась, т. е. изменила своё состояние, стала невидимым газом. А как это доказать? Надо попытаться снова превратить её в воду. Для этого надо, чтобы комнатный воздух, насыщенный парами воды, пришёл в соприкосновение с каким-нибудь охлаждённым предметом. Учитель ставит на стол стакан, наполненный снегом, и на наружных стенках стакана появляются капельки воды. Откуда они взялись? Это невидимый водяной пар, находившийся в воздухе, охладился от соприкосновения с холодными стенками стакана и превратился в воду. Значит, действительно, вода не исчезает при испарении, а только изменяет свой вид, переходит в другое (газообразное) состояние.

Все эти факты, в которых наглядно проявляются всеобщие законы диалектического развития природы, должны ярко запечатлеваться в сознании детей. Из этих наблюдений начальная школа сделает пока очень узкие выводы, касающиеся лишь данных единичных фактов. Но придёт время, и из этих единичных фактов и частных выводов будут сделаны более широкие философские выводы и обобщения — о вечности материи, о переходе количественных изменений в качественные, о скачкообразном характере развития. Задача начальных классов — подготовить почву для этих выводов, накопить конкретный материал для последующих широких обобщений.

До сих пор, говоря об изменениях в природе, мы имели в виду изменения, происходящие с отдельными, ныне существующими объектами природы (растениями, животными, водой и т. д.). Но идея развития имеет и более широкое значение: она требует, чтобы вещи, явления рассматривались в их историче ском р азвитии . Это наиболее трудная для начальной школы задача. Но значит ли это, что вопросов эволюции совсем нельзя касаться в начальной школе? Конечно, нет. Всё дело в том, чтобы ограничить глубину рассмотрения вопроса, дать детям вполне посильный материал. Практика показала, что дети на конкретных примерах хорошо усваивают идею о том, что и растения и животные, которых мы видим сейчас, не всегда были такими. Люди находили в земле отпечатки или окаменелости древних растений и животных и по ним узнали, что растения и животные с течением времени изменялись. Вот, например, папоротник, хвощ, плаун.

Это небольшие травянистые растения. А раньше это были большие деревья, из них образовался каменный уголь. В учебнике дана красочная картина этого первобытного леса.

Вполне возможно познакомить детей и с далёкими предками человека: рассказать о находках древних людей при раскопках, о том, как по этим костям учёные воспроизвели внешний облик первобытного человека, показать соответствующие картинки. Всё это несомненно ведёт к формированию у учащихся эволюционных представлений о природе.

Особенностью коммунистического мировоззрения является его действенный характер: природа изучается людьми не созерцательно, а под углом зрения человеческой практики. Люди изучают природу для того чтобы овладеть ею. В связи с этим до сознания детей может быть доведена ещё одна идея, имеющая большое значение для формирования у них основ материалистического мировоззрения: пока люди не знают взаимной связи явлений природы, силы природы действуют стихийно и часто приносят людям вред. Когда же люди узнают связь между явлениями, они получают возможность сознательно упр авлять пр ир о д о й , использовать её силы для своих пр актиче с ких ц ел ей . Конечно, и эта идея должна быть дана не в форме абстрактного теоретического рассуждения, а как вывод из конкретных фактов, доступных пониманию детей. Особенно убедительный материал в этом отношении представляют работы Мичурина, Лысенко и их последователей, первое знакомство с которыми даётся в начальных классах.

Естествознание даёт большие возможности для воспитания у детей л ю б в и к р о дин е . Но что такое родина для ребенка? Это прежде всего тот уголок земли, где он родился и живёт. Показать детям красоту природы этого уголка, пробудить у них горячую любовь и привязанность к берёзовой роще, полям и лугам, окружающим школу, — это значит положить прочное основание воспитанию патриотизма.

Воспитывать любовь к родине надо с первых же дней поступления детей в школу. Всё преподавание естествознания в начальной школе должно быть согрето этим чувством любви к родной природе.

С самых ранних лет надо обращать внимание детей на красоту и богатство нашей природы. Несколько замечаний, вскользь брошенных учителем во время осенней экскурсии в лес (1 и 2 классы), привлекут внимание учащихся к красоте осеннего пейзажа («золотая осень»). Яркие эмоциональные впечатления, полученные на экскурсии, учитель закрепит и усилит на уроках родного языка и рисования, предложив детям разучить стихотворение про «золотую осень» и нарисовать картину на ту же тему. Такие моменты можно найти во все времена года. Важно добиться, чтобы учащиеся не проходили равнодушно мимо них, чтобы эти моменты вызывали у детей яркие переживания, оставляли в сознании заметный след,

В 4 классе при изучении полезных ископаемых учитель должен обратить внимание детей на неисчерпаемые богатства недр нашей родины, завладеть которыми так стремились фашистские захватчики. Надо подчеркнуть, что все природные богатства в нашей стране принадлежат народу, а не кучке богачей, как в капиталистических странах.

Огромное значение для воспитания любви к родине могут иметь яркие рассказы учителя о наших победах над природой. Героические подвиги советских лётчиков и стратонавтов, покоривших воздушную стихию, завоевавших северный полюс и неприступные высоты стратосферы, покорение Днепра, Риона и других рек СССР, открытие новых месторождений полезных ископаемых, работа орденоносного Эпрона, победы социалистического земледелия и животноводства, Сталинский план преобразования природы — все эти и подобные им яркие факты нашей героической советской действительности должны найти своё отражение на уроках естествознания.

Задача учителя — на этих конкретных фактах показать мудрость и дальновидность политики коммунистической партии и Советского государства в деле овладения силами и богатствами природы и переделки природы в интересах человека.

Дети должны знать выдающихся отечественных исследователей природы — Ломоносова, Мичурина, Лысенко и других.

Действенный характер социалистического мировоззрения выражается в том, что свои знания о природе, свои чувства любви к ней советские люди проявляют в делах, направленных на охрану и приумножение природных богатств, на овладение богатствами природы, на преобразование её. Эта особенность социалистического мировоззрения обязывает и учителя начальной школы тесно связать преподавание естествознания с практической деятельностью детей по охране местной природы, древонасаждению, привлечению и подкормке полезных птиц, по изучению местных полезных ископаемых, сбору дикорастущих растений, по выращиванию сельскохозяйственных растений и животных, по борьбе с сорняками и вредителями сельского хозяйства и т. д.

В процессе преподавания учитель должен воспитывать у учащихся социалистическое отношение к труду и общественной собственности, чувства коллективизма, дружбы, товарищества, ответственности, настойчивость в достижении цели, упорство в труде и другие черты характера советского человека.

Таковы важнейшие идеи, которые должны одухотворять весь учебный материал начального курса естествознания и придавать преподаванию его чёткую коммунистическую целеустремлённость.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment