Естествознание в начальной школе

estestvoznanie v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Задача первоначального обучения естествознанию — развить и углубить интерес детей к природе, привести в систему разрозненные впечатления, полученные ими до поступления в школу, обогатить их сознание конкретными и яркими образами, вооружить первоначальными знаниями о природе, необходимыми для изучения в старших классах курсов ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Школа учит детей делать несложные обобщения на основе наблюдения отдельных предметов. Сравнивая предметы между собой, дети должны подмечать их сходство и различия и научиться группировать их по характерным признакам (например: берёза, липа, дуб — лиственные деревья; ель, сосна — хвойные деревья; яблоня, груша — плодовые деревья; крыжовник, смородина — ягодные кустарники и т. д.).

Изучая природу, дети должны узнать, что предметы природы не о ста – ются неизменными : изменяется внешний вид леса, сада, поля по временам года, из семени вырастает растение, оно цветёт, из цветка образуется плод; гранит разрушается и превращается в песок и глину, а из них образуются новые камни — песчаник и глинистый сланец, и т. д. Все эти изменения происходят под влиянием естественных причин. Учитель должен помочь детям понять эти причины, осознать простейшие связи между явлениями.

На уроках естествознания учитель показывает детям, как человек, изучая природу, овладевает её силами и богатствами, к ак с о в етски е люд и используют силы и богатства природы для социалистического строительства.

В доступной форме дети знакомятся с жизнью и деятельностью советских учёных — преобразователей природы — И. В. Мичурина и Т. Д. Лысенко и с достижениями героев труда — передовиков социалистического сельского хозяйства.

Показывая детям природу такой, какова она есть, школа закладывает прочное основание для воспитания у детей материалистиче- с ко го мир о в оз зр ения . Учителю нетрудно показать детям нелепость и вред различных суеверий и предрассудков, связанных с теми или иными явлениями природы.

Воспитание у детей любви к родине — важнейшая задача школы. Родина для ребёнка — это прежде всего тот уголок Земли, где он родился и живёт. Лес, цветущие сады и луга, серебристый ручей, звёздное небо и многие другие явления природы наполняют душу ребёнка радостными переживаниями, из которых рождается глубокая привязанность и горячая любовь к природе родины. Пр о буд ить у д ете й л ю бо в ь к р од – н о й пр ир о де — это значит положить прочное начало воспитанию у них патриотических чувств. Углублению этих чувств содействуют рассказы учителя о русских исследователях — преобразователях природы (Ломоносове, Павлове, Мичурине, Лысенко и других), о победах, одержанных над природой советскими людьми под руководством коммунистической партии.

В начальной школе дети знакомятся с наиболее доступными для них предметами и явлениями окружающей природы: с вр е м е н ами го да , с землёй, водой, воздухом, с камнями и металлами, с культурными и дикими растениями, с домашними и дикими животными, строением и жизнью человеческого тела.

Прежде всего следует изучать предметы и явления природы, типичные для данной местности.

Однако некоторые камни, растения и животные должны знать все дети, в каких бы природных условиях ни находилась школа. Это те объекты природы, которые типичны для нашей страны. Так, например, все без исключения учащиеся должны знать рожь, пшеницу, картофель, подсолнечник, лён, хлопчатник, берёзу, ель, сосну, лошадь, корову, зайца, медведя, волка, белку и т. д.

В случае отсутствия их в окружающей местности, они не будут первыми растениями и животными, с которыми знакомятся дети, но познакомить детей с ними надо обязательно, хотя бы с помощью рисунков, коллекций и описаний.

Изучая разные объекты природы, дети учатся различать их и правильно описывать. Для этого они должны иметь правильные представления о некоторых свойствах предметов и уметь точно выражать их словами. Так, например, дети должны уже в 1 классе знать цвета: красный, зелёный, синий, жёлтый, белый, чёрный; формы: круглый, как шар, трёхугольный, квадратный; величины и пространственные отношения: больше — меньше, шире — уже, глубже — мельче, выше — ниже, ближе — дальше; метр, сантиметр, килограмм, литр, час, сутки; различать вкусовые качества: сладкий, горький, солёный, кислый; характер поверхности: гладкий, скользкий, шероховатый.

Во 2 классе круг этих представлений расширяется. Дети дополнительно узнают цвета: оранжевый, фиолетовый, коричневый (бурый), серый, малиновый, голубой, розовый. Различают оттенки цветов: красноватый, светлокрасный, тёмнокрасный, зеленоватый, светлозелёный, тёмнозелёный, серебристый, золотистый; знакомятся с формами: четырёхугольный, пятиугольный, шестиугольный, продолговатый и пр.

В последующих классах указанные представления закрепляются и уточняются. По мере надобности вводятся более сложные термины-понятия, например: шарообразный, овальный, цилиндрический и др.

В течение четырёх лет последовательно, начиная с первых шагов обучения, расширяется представление детей о временах года.

В 1 классе дети должны знать последовательность смены времён года и основные признаки каждого сезона.

Во 2 классе дети тоже наблюдают сезонные явления, но полнее и глубже. Вводится запись температуры по термометру. Отмечается самый короткий день зимой и дни осеннего и весеннего равноденствия.

Отмечается время замерзания водоёма, появления первого инея, выпадения первого снега, установления санного пути, производятся измерения глубины снежного покрова. Отмечается дата появления первых проталин, вскрытия реки и т. д.

Проводятся наблюдения за сезонными изменениями в жизни отдельных растений.

Отмечаются изменения в жизни животных: исчезновение и появление насекомых, отлёт и прилёт птиц, весенняя линька у животных, появление птенцов, первый день выгона стада и т. д.

В 3 классе наблюдения за погодой ещё более усложняются. В календаре отмечаются: температура воздуха, облачность, осадки, сила и направление ветра и, если есть возможность, — давление. Устанавливается связь между отдельными элементами погоды: направлением ветра и температурой, облачностью и осадками, между давлением и осадками и т. д. Проверяется правильность нескольких местных народных примет о погоде.

Проводятся более детальные наблюдения за развитием отдельных сельскохозяйственных растений, вычисляется продолжительность периода развития некоторых растений. Производится сопоставление сроков наступления сезонных явлений за ряд лет.

В 4 классе наблюдения над погодой ведутся в связи с занятиями по географии.

На протяжении всех четырёх лет первоначального обучения дети знакомятся с предметами и явлениями неживой природы : во – дой, воздухом, камнями, металлами, почвой.

В 1 и во 2 классах о воде дети узнают, что она бывает в реках, прудах, колодцах. В реке вода всё время течёт, в пруду стоит неподвижно. Вода от мороза замерзает, превращается в лёд. Лёд твёрдый, скользкий, хрупкий, прозрачный. По льду можно кататься на коньках. Лёд плавает в воде — он легче воды. Лёд от тепла тает и превращается в воду. Летом из туч идёт дождь, зимой — снег. Снежинки имеют правильную форму. Снег белый. Неутоптанный снег рыхлый; утоптанный — плотный. Снег защищает от мороза посеянные осенью семена и всходы растений. Снег можно лепить во время оттепели. От тепла снег тает и превращается в воду.

В 3 классе дети узнают, откуда берётся вода в реках и ручьях, куда она девается. Получают первые представления о работе воды в природе.

В 4 классе детям даётся понятие о воде как о жидкости, выясняются свойства воды. Сообщаются сведения об использовании силы воды и пара, об изобретателе паровой машины Ползунове.

Воздух для наблюдения детей менее доступен, чем вода. Поэтому сведения о воздухе в основном даются в 4 классе. В предшествующих же классах (2 и 3) можно познакомить детей с ветром — его возникновением и работой.

В 4 классе дети знакомятся с важнейшими физическими свойствами воздуха и с его составом, узнают об использовании силы ветра, о значении чистого воздуха для здоровья.

В этом классе детям даются первоначальные сведения об электричестве.

П о л ез ны е иск о п аемы е , по ч в а в основном изучаются в 4 классе. Однако уже в 1 классе целесообразно познакомить детей со свойствами песка и глины. Во П и 3 классах желательно организовать сбор коллекций камней и металлов и научить детей различать по внешним признакам некоторые из них.

В этих же классах, в связи с работой по выращиванию растений, дети получают первоначальные сведения о почве: почва бывает песчаная, глинистая, чернозёмная, плотная и рыхлая. Для того чтобы на почве хорошо росли растения, её нужно тщательно обрабатывать и удобрять.

В 4 классе изучаются важнейшие горные породы и металлы, систематизируются и углубляются знания о почве. Детям даётся элементарное понятие о плодородии почвы как её главном существенном признаке и о путях повышения плодородия, разработанных выдающимся учёным В. Р. Вильямсом.

С р ас те ниям и дети начинают знакомиться уже в 1 классе. Они учатся различать по внешнему виду наиболее распространённые в данной местности деревья, кустарники и травянистые растения, указывать и называть у растений корни, стебель (ствол), ветки, листья, цветы и плоды. Дети узнают, как люди используют деревья; приобретают умение различать несколько комнатных растений, находить и указывать у-них основные части, поливать их, стирать пыль с листьев.

Дети должны узнавать по внешнему виду семена некоторых овощных и цветочных растений (например, гороха, фасоли, бобов, настурции и др.), иметь представление о прорастании семени и развитии из него растения, научиться производить посев в ящики и на грядах и ухаживать за всходами.

Во 2 классе дети более детально знакомятся с овощными растениями, учатся различать у них основные части, практически знакомятся с техникой выращивания корнеплодов, картофеля и капусты; изучают несколько сорных растений. В этом же классе расширяются и углубляются полученные ранее детьми знания о растениях леса, знакомство их с садовыми растениями, умение различать эти растения по внешнему виду, показывать и называть у них главные части, ухаживать за ними. В связи с этим следует ознакомить детей с приёмами И. В. Мичурина по выведению им новых сортов плодово-ягодных растений.

В 3 классе дети более детально знакомятся с культурными растениями, выращиваемыми в данной местности, — хлебными (рожь, пшеница, кукуруза и др.), кормовыми (клевер, турнепс и др.), техническими (лён, конопля, хлопчатник, сахарная свёкла и др.), овощными и садовыми; учатся выращивать рассаду помидоров и огурцов, пересаживать рассаду в грунт и ухаживать за высаженными растениями. В доступной форме следует познакомить детей с опытами и достижениями Т. Д. Лысенко по выведению им новых сортов помидоров, картофеля и др.

В 4 классе следует продолжить изучение растений, проводя его в связи с объяснительным чтением, развитием речи и особенно в связи с практическими работами на пришкольном участке. Надо познакомить детей с растениями местных ягодников и садов и расширить знания учащихся о том, как надо обрабатывать и удобрять почву для этих растений, как сажать землянику, ягодные кустарники, плодовые деревья, как ухаживать за ними.

В 4 классе дети знакомятся также с растениями, которые не возделываются в местном сельском хозяйстве: рис, чай, лимон, мандарин, сахарный тростник, хлопок, финиковая и кокосовая пальмы.

При изучении растений на протяжении всех четырёх лет обучения следует подчёркивать мысль о том, что растения живые, что их жизнь и развитие невозможны без определённых условий, что изменяя эти условия, ч е – ловек может влиять на рост и развитие растений в нужном ему направлении.

В 1 классе дети начинают знакомиться с наиболее распространёнными в данной местности домашними и дикими животными , учатся различать их по внешним признакам, узнают, чем питается данное животное, как спасается от врагов, какую пользу или вред приносит человеку.

При изучении животных дети должны сознательно усвоить следующие понятия: домашние животные, дикие животные, зимующие птицы, перелётные птицы, насекомые.

Во 2 классе продолжается ознакомление с домашними животными. Изучая огород, сад, лес, дети знакомятся не только с растениями, но и с животным миром этих угодий (жабы, синица, скворец, филин, дятел, белка, божья коровка, капустная белянка, боярышница, кольчатый шелкопряд, короед, майский жук и др.). При этом выясняется и становится детям понятной взаимосвязь животных и растений.

В конце года следует привести в систему знания детей о животных, полученные ими во 2 классе. Дети должны твёрдо усвоить, что животные — это не только звери, но и птицы, змеи, ящерицы, лягушки, рыбы, насекомые, черви. Все они живые — питаются, движутся, размножаются, чувствуют. Дети вспоминают, чем питаются различные животные, и делят их на растительноядных, хищных и всеядных. Среди всех этих групп животных есть полезные и вредные для человека. Первых надо охранять, а вторых уничтожать. Учитель обращает внимание детей на различные способы передвижения животных (бегают, прыгают, плавают, летают и т. д.), ставя их в связь со строением конечностей и средой обитания. Вспоминают важнейшие биологические особенности животных: как различные животные находят свою добычу, ловят её, как спасаются от врагов, как проводят зиму.

В 3 классе повторно рассматриваются некоторые домашние животные, изучавшиеся ранее (лошадь, корова, свинья, овца), и дополнительно изучаются домашние птицы (курица, утка, гусь) и пчела. При этом обращается внимание не только на биологические особенности животных, но и на организацию и достижения социалистического животноводства.

Из диких животных, дополнительно к ранее изученным, рассматривается уж, гадюка, ящерица, лягушка, карась, щука, жук-плавунец, дождевой червь, улитка, а также другие животные, распространённые в окружающей школу местности. Они изучаются в том же плане, как и во 2 классе, но большее внимание уделяется вопросам развития животных (развитие бабочки, пчелы, лягушки, цыплёнка).

В 4 классе изучение животных продолжается в связи с объяснительным чтением. С помощью книг и наглядных пособий следует ознакомить детей с животными, обитающими в холодных и жарких странах, и не только с сухопутными, но и живущими в морях и океанах, обращая при этом внимание на особенности строения их тела, связанные с образом жизни и средой обитания этих животных.

Наряду с изучением растений и животных на протяжении всех четырёх лет проводится изучение чело веческого тела в связи с р або – той по привитию детям санитарно-гигиенических навыков.

В 1 классе уточняется конкретное представление детей о частях тела человека, прививается навык правильной посадки за партой, дети усваивают указанные в программе правила личной гигиены.

Во 2 классе дети приобретают первоначальные понятия о питании, о сне, о пользовании воздухом, водой и солнцем; усваивают гигиенические навыки питания, навыки содержания в чистоте комнаты и класса, навыки личной гигиены, связанные со сном.

В 3 классе продолжается работа по изучению человеческого тела и охране здоровья. Детям даются элементарные знания о скелете, мышцах, важнейших внутренних органах и гигиене; о заразных (инфекционных) болезнях и мерах их предупреждения.

В 4 классе расширяются знания о заразных и незаразных болезнях человека, о микробах, вызывающих болезни, о причинах распространения заразных болезней: заражение через прикосновение (чесотка), через пищу (брюшной тиф, холера, дизентерия), через выдыхаемый воздух (туберкулёз), путём попадания микробов в кровь (малярия, сыпной тиф). Дети узнают, что мухи, комары, вши являются распространителями заразных болезней, узнают о мерах борьбы с ними. Дети получают представления о том, как предупредить заболевание заразными болезнями и овладевают в связи с этим необходимыми навыками. Учащихся следует ознакомить с основными достижениями социалистического здравоохранения.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment