Эмоции или чувства в начальной школе

emoczii ili chuvstva v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

В эмоциональной жизни человека, как. указывалось уже выше, есть так называемые низшие чувства, тесно связанные с жизнью организма, и высшие — интеллектуальные, эстетические и моральные. Последние имеют особенно большое значение в развитии личности человека.

Интеллектуальные чувства возникают в связи с познавательной деятельностью. Стремление к познанию неизвестного, раскрытию тайн природы и проникновению в закономерности общественных явлений связано с чувством лю бознательно сти и интересом к познанию, к изучению. В самом процессе познания нерешённый вопрос, задача, неуверенность в правильности их решения вызывают чувство сомнения, а уверенность, наоборот, чувство интеллектуального удовлетворения.

Э стетиче ские чувства связаны с восприятием красоты в природе, в искусстве, в жизни. Они заключаются в наслаждении красивой картиной, произведением скульптуры или архитектуры, прекрасным исполнением музыкального или сценического произведения.

В ряду эстетических чувств выделяются чувства возвышенного, трагического, комического и т. д.

Содержание моральных чувств , как и морального поведения, с которым они связаны, ясно определил В. И. Ленин. Отвечая на утверждение буржуазных писак (в самом начале строительства Советского государства) по поводу того, что «большевики не признают никакой морали», Ленин указал, что нравственность, как её проповедовала буржуазия, нравственность, выводимую из велений бога, большевики действительно отрицают. «Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплоата- торского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммунистов.

Коммунистическая нравственность — это та нравственность, которая служит этой борьбе.. ,»1.

Отсюда мы делаем определённые выводы о содержании моральных чувств. В нашем социалистическом государстве моральные или общественно-политические чувства — это чувства долга в защите родины и труде, чувство советского патриотизма и национальной гордости, чувство то вар ище ства в отношении к тем, кто идёт по одному пути с нами, чувство социалистического гуманизма.

Какие же условия или факторы соде йствуют р азвитию чувств в процессе воспитания и обучения?

Прежде всего наличие у учителя и родителей тех чувств, которые надо развить в ребёнке, будущем гражданине Советского государства, и ясное, искреннее их выражение в деятельности. Любовь к родине, к знанию, к труду, к своему народу, если они имеются и проявляются в действиях учителя в школе, и родителей в семье, естественно, заражают детей. Но эти же чувства глохнут, не развиваются у детей, если дети не видят примера, образца для подражания.

Самым главным фактором в развитии чувств является забота учителя, воспитателя об их сознате ль но сти и де йстве нно сти . Чув – ство есть отношение к явлениям действительности, связанное с деятельностью.

Нужно дать материал для возбуждения у детей любознательности, ставить вопросы о жизни природы и общества, пробуждать стремление к разрешению этих вопросов. Организуя познавательную, умственную деятельность детей, учитель тем самым будет развивать их интеллектуальные чувства.

Нужно дать ребёнку возможность увидеть хорошую картину или копию с неё, прекрасное произведение скульптуры или архитектуры или его изображение, услышать прекрасное исполнение музыкального или вокального произведения, посмотреть хороший кинофильм или театральное представление, чтобы пробудить чувство прекрасного, эстетическое или художественное наслаждение. Непосредственное чувство нужно насытить дальше пониманием того, что именно красиво в картине, прекрасно в художественном произведении, в игре актёра и т. д., т. е. развивать в детях способность художественной оценки, эстетического суждения. И, наконец, надо вызвать собственную художественную деятельность детей — в рисовании, пении, чтении литературно-художественных произведений и т. д.

Значение сознательности и действенности, как главных условий развития чувства, должно быть учтено учителем и при идейно-политическом и моральном воспитании. Показ на материале историческом и современном того, за что мы любим нашу родину и как в нашей деятельности мы можем обнаружить, доказать эту любовь, — одно из средств воспитания сознательного советского патриотизма. Показ благородных товарищеских поступков и организация помощи товарищу, если он в ней нуждается, — средство воспитания чувства дружбы и товарищества, и т. д.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment