В первых трёх классах дети переводятся в следующий класс по годовым отметкам. Годовая отметка выводится на основании четвертных отметок, но не как арифметическое среднее, а с учётом всей годовой работы ученика и особенно его успехов в четвёртой четверти. Учащиеся 1 — 3 классов, получившие по русскому языку и арифметике годовые отметки ниже 3, оставляются на повторительный курс в том же классе. Учащимся, получившим неудовлетворительную годовую отметку по одному из этих предметов, по решению педагогического совета, могут быть даны учебные задания на лето. Выполнение этих заданий проверяется до начала нового учебного года. В зависимости от результатов выполнения этих заданий, учащийся или переводится в следующий класс или остаётся в том же классе.
В 4 классе проводятся экзамены, которые являются формой заключительного годового учёта знаний учащихся. Экзамены проводятся с целью выявления фактических знаний, прочности их усвоения детьми в пределах пройденного ими учебного курса и определения подготовленности каждого ученика для успешного обучения в V классе. К экзаменам не допускаются учащиеся, имеющие более трёх плохих годовых оценок (отметок) по основным предметам. Эти учащиеся остаются на повторительный курс в том же классе. Исключения из этого допускаются лишь в отношении тех учащихся, неуспеваемость которых была вызвана болезнью, а также другими уважительными причинами (например, переездом родителей)
. Экзамены для этих учащихся переносятся на осень. Слабые здоровьем учащиеся, при наличии заключения об этом школьного врача или лечебного учреждения, могут быть выпущены из школы без экзаменов, если успеваемость их по основным предметам оценена учителем не ниже «посредственно» (3). Испытания для учащихся, заболевших в период экзаменов, переносятся на осень. В отдельных случаях при наличии хорошей успеваемости эти учащиеся могут быть переведены в V класс без экзаменов.Экзамены являются одним из наиболее ответственных и сложных моментов учебного года. Каждая школа должна так проводить их, чтобы они действительно служили вполне объективным учётом знаний детей. Экзамены должны охватывать своим содержанием возможно шире и глубже работу, проведённую с детьми в течение учебного года. Эти задачи могут быть успешно выполнены школой только в том случае, если школа хорошо подготовится к проведению экзаменов. Подготовка выражается главным образом в основательном повторении с детьми наиболее трудных и слабо усвоенных разделов программы, в умелом подборе материала для испытаний и во внимательном продумывании методики проведения письменных работ и устного опроса детей.При подготовке к экзаменам некоторые школы, желая добиться высоких показателей успеваемости учащихся, чрезмерно загружают детей всякого рода дополнительными занятиями. Такая подготовка является извращением смысла экзаменов как учёта, завершающего работу, проведённую в течение всего учебного года, и приводит к неустойчивости знаний и навыков детей. Именно этим отчасти объясняется то, что учащиеся, давшие хорошие показатели грамотности на экзаменах, в V классе делают иногда грубые ошибки, обнаруживая незнание самых элементарных вопросов орфографии.
К повторению пройденного с целью подготовки детей к экзаменам следует подходить организованно и вдумчиво. Начиная с первой четверти, необходимо систематически учитывать и повторять на уроках слабо усвоенные детьми разделы программы. К концу третьей четверти учитель должен иметь ясное представление о том, на что должно быть обращено внимание при повторении в четвёртой четверти. Объём материала для повторения необходимо определить совершенно точно. На основе этого должен быть составлен план повторения. В плане следует указать календарные сроки повторения, а также определить организационные формы повторения для отдельных разделов, тем и вопросов программы. План повторения может быть составлен примерно по следующей форме:
Сроки
повторения
Разделы, темы и вопросы программы
Кроме указанных форм повторения, как крайняя мера для неуспевающих учащихся в плане могут быть указаны и дополнительные занятия — не более двух раз в неделю. Повторение может проводиться также и путём домашних заданий. Но эта форма может успешно применяться только в соединении с другими формами. Так, например, материал, повторяемый на специальных уроках, может быть дан для повторения и в форме домашнего задания.
Повторяя с детьми пройденное, учитель должен не просто воспроизводить и закреплять те или иные знания и навыки, а систематизировать их. Поэтому повторение необходимо сопровождать обобщениями и выводами, устанавливая логические связи между частями повторяемого раздела или темы, а также между разделами и темами.
При повторении учитель особенное внимание должен обращать на тех учащихся, которые имеют по основным предметам более трёх плохих отметок. Учитель должен принять все меры к тому, чтобы эти учащиеся не оставались на повторительный курс, а путём усиленных занятий восполнили бы пробелы в своих знаниях, хотя бы в такой степени, чтобы получить право держать экзамены. Не следует забывать и об отличниках — они также должны быть охвачены общей работой. Часто эти учащиеся, как более надёжные, игнорируются учителем при повторении, в результате чего на экзаменах они иногда отвечают хуже, чем в течение учебного года.
Наряду с повторением пройденного по предметам, включённым в экзамены, учитель также тщательно должен повторить и пройденное по другим предметам и не должен ослаблять своего внимания к дальнейшему изучению нового материала. Учителю надо всегда помнить, что он обязан полностью пройти программы; даже незначительная недоработка программы или слабое усвоение какого-либо её раздела будет служить серьёзным препятствием успешному обучению детей в следующем классе. В случае если по каким-либо причинам в прохождении учебных предметов учитель отстанет от программы, заведующий школой обязан сообщить об этом в начале четвёртой четверти в отдел народного образования и принять все меры к полному выполнению программы.
Экзамены производятся по русскому языку и арифметике, письменно и устно. Устные экзамены производятся по билетам.
По русскому языку содержание каждого билета составляет: предложение для разбора, два-три вопроса по грамматике и название стихотворения или прозаического отрывка для чтения наизусть. Чтение на экзаменах надо проверять на новом материале.
Конкретный материал для разбора и чтения подбирается учителем.
Количество билетов по каждому предмету должно быть не более 30— 40. В целом вопросы билетов должны исчерпывать всю программу.
Никаких индивидуальных вопросников к экзаменам не составляется. При повторении и подготовке к экзаменам учитель руководствуется государственной программой и учебником. Программа сообщается и разъясняется учащимся с указанием материала, который должен быть повторен учащимися при их самостоятельной подготовке к экзаменам.
В начале подготовительного периода к экзаменам заведующему школой и учителю, ведущему 4 класс, необходимо провести собрание родителей, на котором разъяснить значение и порядок экзаменов и дать родителям конкретные указания о том, как они могут помочь своим детям подготовиться к экзаменам. Особенно необходимо добиваться создания в каждой семье условий, позволяющих детям успешно выполнять домашние задания.
Учитель должен своевременно разъяснить порядок предстоящих экзаменов и самим учащимся, указать каждому из них наиболее слабые места в его знаниях и наметить пути ликвидации имеющихся пробелов.
Не позднее чем за десять дней до начала экзаменов в школе должно быть вывешено расписание экзаменов, которое составляется заведующим школой совместно с учителем. При составлении расписания необходимо учесть, что в один день разрешается проводить, только один экзамен — устный или письменный; на каждый письменный экзамен отводится один час, на устный — не более четырёх учебных часов (на класс).
В расписании должны быть указаны не только дни, но и часы экзаменов. Как правило, экзамены должны начинаться с 9 часов утра по звонку, и через каждые 45 минут на устных экзаменах должны устраиваться перерывы.
При большом количестве учащихся, для проведения устных экзаменов разрешается разделить класс на две группы: одна половина класса держит экзамены с 9 часов утра, другая — с 13 часов дня.
Учитель должен заблаговременно позаботиться о том, чтобы классная комната была соответствующим образом подготовлена к экзаменам. В классе должны находиться наглядные пособия, необходимые в процессе экзаменов; на каждой парте должны быть чернила; учитель обязан иметь под руками запасные ручки, перья, бумагу и т. п.
Экзамены проводятся учителем в присутствии заведующего школой и ассистента, которые имеют право проверять работы учащихся, задавать вопросы на устных экзаменах и ставить отметки. На письменных экзаменах по русскому языку обычно даётся изложение рассказа. Учитель ясно, выразительно читает рассказ два раза, после чего дети приступают к письменной работе.
По арифметике письменный экзамен заключается в решении задач и примеров, которые полностью записываются учителем на доске. Сначала условие задачи и примеры читаются учителем. Затем повторяются детьми. После этого дети списывают в свои листки сначала условие задачи, решают её, а затем списывают и решают примеры. Лучше, если условие задачи будет заблаговременно написано на листке для каждого ученика самим учителем.
Устные экзамены проводятся по билетам. Ученик берёт билет при вызове его для опроса. Если ученик затрудняется ответить на вопросы, поставленные в билете, то ему разрешается взять второй билет.
В необходимых случаях, в частности при затруднениях ученика ответить на вопросы, поставленные в билете, учитель и ассистент могут задавать дополнительные вопросы с целью выявления фактических знаний ученика. После того как ученик взял билет, ему надо дать некоторое время обдумать ответ. При ответе не следует торопить и перебивать его. Лишь после того как ответ дан, можно задавать дополнительные вопросы, если ответ был неверным, неточным или неполным. Вопросы учителя на экзаменах должны удовлетворять тем общим требованиям, которые к ним предъявляются, т. е. быть доступными для детей по форме, конкретными и ясными по содержанию. При ответе детей не следует делать замечаний в резкой форме, например: «Этого ты не знаешь», «Плохо», «Неверно», «Напутал» и т. д. Некоторые учащиеся на экзаменах волнуются, и подобного рода замечания приводят к нежелательным результатам: учащийся теряется и перестаёт отвечать даже то, что он знает. Наоборот, при опросе учитель должен взять такой тон, который ободрял бы учеников и вселял в них уверенность в свои силы.
Проведение письменных и устных экзаменов должно быть организовано так, чтобы оно исключало возможность списывания и подсказки. Ученик, выполнивший письменную работу, должен сдать её учителю и оставить классную комнату. На устных экзаменах ученик после ответа может остаться в классе или же уйти из класса во время перерыва.
По окончании каждого экзамена учитель вместе с ассистентом проверяет письменные работы, выставляет отметки, подводит итоги устных ответов. На обязанности заведующего школой лежит наблюдение за правильностью оценки знаний учащихся; он просматривает письменные работы и в случае обнаружения неверного подхода к оценке знаний учащихся обязан указать учителю и ассистенту на необходимость их исправления. Само собой разумеется, что подобные указания должны делаться со всей ответственностью и с полным знанием дела, иначе они могут только дезорганизовать работу учителя. В случае несогласия ассистента с оценкой учителя, заведующий школой обязан внимательно изучить спорный вопрос и разрешить его.
По окончании экзаменов по какому-либо предмету (письменному или устному) заведующий школой, или с его разрешения учитель, может объявить учащимся результаты экзаменов.
Учитель, проводивший экзамены, аккуратно заполняет и сдаёт заведующему школой в день окончания экзаменов протокол с оценками (отметками) знаний каждого ученика. Протокол составляется по следующей форме:
По окончании всех экзаменов заведующий школой должен провести педагогическое совещание, на котором заслушиваются результаты экзаменов, утверждаются общегодовые оценки по предметам и оформляется окончательно, кто из учащихся оканчивает 4 класс, кто оставляется на повторительный курс и кому необходимо держать дополнительно экзамен осенью. Учащиеся, получившие более трёх общих годовых оценок «плохо» и «очень плохо», оставляются на повторительный курс в том же классе и к осенним экзаменам не допускаются.
На этом же совещании должны быть намечены конкретные мероприятия по подготовке каждого ученика, получившего повторные экзамены на осень. Осенние проверочные экзамены производятся с 20 по 27 августа включительно. Учащиеся, получившие окончательную общую итоговую оценку (отметку) после осенних экзаменов «плохо» (2), хотя бы по одному из основных предметов, оставляются на повторительный курс в том же классе.
Все материалы по экзаменам (протоколы, письменные работы, билеты и пр.) передаются учителем заведующему школой, который обязан обеспечить их хранение в школе.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова