Дорожки на усадьбе в начальных классах

dorozhki na usadbe v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

На усадьбе школы всегда должно быть так сухо, чтобы можно было пройти, не загрязнив обуви. Это достигается правильным устройством водостоков, заботливым содержанием дорожек и дренажных канавок.

При проведении дорожек необходимо сделать выемки по краям, чтобы облегчить сток воды. Слой щебня должен составлять основание дорожки. Покрытие дорожки должно состоять из более мелкого щебня с песком. Если вода по дренажным канавкам будет стекать, а проникающая сверху влага просачиваться сквозь песок, то это обеспечит постоянное сухое состояние дорожки.

 

 

image 170

Главная дорога, ведущая от ворот к подъезду школы, должна быть не уже 3 м. Дорожки, отходящие к хозяйственным постройкам, к площадкам, к парникам и пр., не уже 1 м.

Дорожки должны быть хорошо выравнены и профилированы.

Ограждения и беседки . Школу не рекомендуется окружать высоким, непроницаемым забором. Напротив, желательно иметь забор невы-

image 171

 Лёгкие переносные заграждения, устанавливаемые перед клумбами во избежание затаптывания.

 

сокий с декоративной зеленью. Забор должен предохранять от проникновения на территорию школьной усадьбы домашних животных. В этих целях необходимо предусмотреть, чтобы калитка забора затворялась автоматически, для чего она делается на блоке или же перед ней устанавливается вертушка.

На самой усадьбе желательно устройство двух-трёх лёгких навесов-беседок для чтения на открытом воздухе или для настольных игр.

Некоторые школы устраивают классы на открытом воздухе. Для этого устанавливаются в глубине усадьбы 3—4 дощатых стола с удобными для детей скамьями и стол для учителя. По сторонам класса устанавливаются ящики с вьющимися растениями. Над «зелёным классом» устраивается лёгкий навес.

image 172

 Географическая площадка.

 

Озеленение усадьбы — одно из непременных условий культурного облика школы.

Задачи, которые ставятся при озеленении усадьбы, многообразны.

На многих усадебных участках школы имеются ценные насаждения: старые дубы, липы, клёны, каштаны, кусты акаций, сирени. Дети должны оберегать эти деревья.

Вокруг особо ценных деревьев нужно устроить «защитные скамьи».

Очень полезно около дерева установить табличку с надписью, объясняющей, как называется это дерево, каков его возраст, когда и кем оно посажено. Такая табличка сама по себе будет стимулировать детей к охране насаждений.

Вдоль заборов усадьбы надо посадить быстро развивающиеся густолиственные деревья и кустарники.

Пришкольный учебный участок и плодовый сад следует обнести живой изгородью.

Незаменимым растением в качестве живой изгороди является терновник (боярышник). Хороши также жёлтая акация и сирень.

Ближе к входу в школу, в разных местах, желательно посадить группами кусты розы, сирени, жасмина, шиповника. Вход в школу можно оформить в виде зелёной арки.

При каждой школе должен быть устроен цветник. В нём можно посадить однолетние растения: табак, астры, петунии и другие неприхотливые «летники», а также развести и многолетние декоративные растения: маргаритки, анютины глазки и др. Есть многолетние растения, которые начинают цвести вскоре после того, как стает снег (подснежники, нарциссы и др.). Многолетники лучше расположить группами: куртины георгин, алейки из флоксов, золотого шара, лупинуса и пр.

Эти растения достигают наибольшей декоративной выразительности к сентябрю, т. е. к моменту начала занятий.

Места для цветов могут быть отведены в разных уголках усадьбы — перед зданием школы, у крыльца и т. д.

При условии хорошего ухода за цветами можно достигнуть прекрасных результатов.

image 173

 Способы защиты деревьев от повреждений.

 

Хорошо иметь при школе уголок дикорастущих цветов: дикая гвоздика, барвинок, ландыш, фиалка, дикая астра и десятки других растений. Для того чтобы эти цветы прижились на школьной усадьбе, нужно осторожно выкопать красиво цветущие экземпляры диких растений и с комом земли перенести их в подготовленные для этого ямы. В цветник можно посадить и шиповник, чтобы привить на нём затем розу.

Внимательно приглядевшись к расположению усадьбы, следует с особенной тщательностью возделать южные склоны, места, защищённые от северных ветров, использовать естественные впадины, близость водоёмов. Каждый квадратный метр школьной усадьбы должен быть заботливо обработан.

У стены школы, в особенности южной и юго-западной, надо посадить теплолюбивые растения. Непосредственное действие лучей солнца на растения возле стен создаёт для них тепловой режим, лучший, чем на открытом месте.

Перед задним двором желательна посадка быстрорастущих зелёных насаждений (кохии, конопли гигантской, кукурузы, подсолнечника). Развившаяся зелень этих растений в середине августа скроет задний двор от площадок, на которых играют дети.

Кохия сеется в марте. К августу она даёт густую и яркую зелень, достигая метра высоты. Очертания этого растения настолько правильны и изящны, что кохия получила название летнего кипариса. Осенью кохия расцвечивается в багряные тона, а если перенести её с участка в помещение, она сохранит свой наряд до октябрьских праздников.

Кукуруза быстро растёт и даёт прекрасную своеобразную зелень. Уход за ней весьма несложен и вполне доступен для детей.

Конопля гигантская как декоративное растение интересна в том отношении, что, давая ежедневный, видимый на глаз прирост, быстро поднимается и к концу лета достигает двух метров высоты. Гигантская конопля своей зеленью может скрыть изгородь заднего двора, помойку, поленицы дров и пр. Однако насаждение декоративных растений не следует рассматривать как средство, освобождающее от ухода за задним двором. При всех условиях задний двор, как и вся усадьба школы, должен содержаться в чистоте и полном порядке.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment