Добукварный период обучения в начальных классах

dobukvarnyj period obucheniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

В начале обучения грамоте отводится две-три недели для подготовительных занятий, имеющих целью развитие языка детей в связи с расширением круга их первоначальных представлений и понятий. На экскурсиях в природу, на предметных уроках в классе, в беседах и рассказах учителя уточняется и расширяется непосредственный опыт детей, обогащается их словарь, развивается их речь. Дети учатся отвечать на вопросы учителя, учатся спрашивать учителя, внимательно слушать его речь, усваивают несколько народных сказок, учат наизусть доступные для их понимания стихи.

В этот период учитель особенно большое внимание уделяет упражнению детей в делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и в обратном образовании слогов из звуков, слов из слогов и предложений из слов. Учитель практически знакомит детей с понятием «предложение». Он рассказывает сказку или показывает детям картинку и проводит по ней беседу. Из сказки или беседы выделяется предложение, например: «Посадил дед репку», «Курочка снесла яичко» «Дети идут в школу», «Мальчик читает книгу» и т. п. Каждое предложение дети произносят хором и в одиночку, учитель вводит термин «предложение» («Ты сказал предложение про деда», «Ты сказал предложение про курочку» и пр. «Скажи теперь какое-нибудь предложение про мальчика, про девочку, про папу, про маму, про себя, про свою собачку, про петушка, про зайчика»). Дети придумывают предложения и постепенно усваивают этот термин.

Точно так же, практическим путём, дети знакомятся с понятием «слово». Учитель произносит чётко, раздельно предложение без союзов и предлогов, например: «Посадил дед репку», и спрашивает детей: «Сколько слов я сказал?» или «Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Какое второе? Какое третье?» После анализа трёх-четырёх предложений дети легко придумывают и сами предложения в два слова, в три слова, в четыре слова и без затруднений расчленяют предложения на слова.

В качестве подхода к разложению предложения на слова можно рекомендовать сравнение двух-трёх предложений, в которых подлежащие одинаковы, например: «Собака лежит» — «Собака бежит»:

«Птичка играет» — «Птичка летает» — «Птичка поёт».

Затем можно предложить детям составить предложения в два слова про корову, про лошадь, про гуся, про утку. Эту работу учитель может облегчить детям путём постановки вопроса: «Кто как кричит?» И дети, отвечая на этот вопрос, строят требуемые предложения: «Корова мычит», «Лошадь ржёт», «Гусь гогочет», «Утка крякает» и т. д.

Пользуясь картинками, изображающими предмет, действие предмета и объект действия, можно легко составить предложения в три слова («Мама доит корову», «Отец колет дрова», «Девочка ловит мяч»). После составления таких предложений учитель задаёт вопросы: «Сколько слов в составленном предложении? Какое первое? второе? третье?»

На последующих уроках грамоты, также практическим путём, можно познакомить детей с термином «слог». Учитель произносит, например, слово муха, сначала целиком, потом раздельно, по слогам, и предлагает детям сказать, как он произнёс слово муха: сразу или по частям, сколько частей в слове муха, какая первая, какая вторая. Затем учитель предлагает детям сказать эти части слова вместе и спрашивает, что получится. (Дети отвечают: «Получится слово муха»). Учитель заменяет термин «часть слова» термином «слог» и в дальнейшем пользуется уже этим термином: «Рука — сколько слов я сказал? Как я сказал слово рука — сразу или по слогам? Сколько же слогов в слове рука? Какой первый слог? Какой второй слог?»

Для счёта слогов можно пользоваться и специальными приёмами:

а) постукиванием карандашом по столу (каждому слогу соответствует удар карандаша), б) загибанием пальцев при произнесении слов по слогам (при произнесении каждого слога дети загибают один палец), в) прикладыванием тыльной части кисти руки к подбородку (каждому слогу соответствует опускание подбородка на кисть руки).

При разложении слов на слоги ни в коем случае нельзя допускать орфографического произношения слов; произносить слова следует так, как их говорят, а не так, как пишут: са-ма-лёт, а не са-мо-лёт; го-рат, а не го-род, га-ла-ва, а не го-ло-ва. Для деления на слоги можно брать любые слова, известные детям: название овощей, фруктов, игрушек, учебных вещей, инструментов, предметов обуви и одежды, рыб, птиц. Одновременно нужно проводить работу по группировке слов по понятиям, например: Рыбы: окунь, карась, налим, щука, ёрш, лещ. Птицы: ворона, галка, голубь, воробей, утка, курица, гусь. Мебель: стол, стул, скамья, табуретка, шкаф, парта. Посуда: бутылка, стакан, чашка, чайник, тарелка, кувшин, миска, кастрюля, рюмка. Ягоды: земляника, черника, малина, крыжовник, клубника, смородина, вишня. Цветы: василёк, фиалка, роза, ландыш, гвоздика, пион, колокольчик, астра, анютины глазки.

С некоторыми из этих слов дети составляют предложения, делят их на слова, а слова разлагают на слоги. Из выделенных слогов необходимо тотчас же составлять слова: ворона — ворона; ут-ка — утка («Скажи слоги отдельно! Скажи всё слово сразу»).

С понятием «звук» учитель знакомит детей также практически, выделяя для этого специальные уроки. На этих уроках учитель пользуется двумя приёмами: приёмом показа и воспроизведения отдельных звуков и приёмом выделения звуков из простейших слов. Приём показа звука заключается в том, что учитель произносит слова, состоящие всего из одного звука; такими словами являются главным образом междометия, выражающие чувства и звукоподражания: а! (неожиданность, радость), у! (удивление, страх), ж (звук при полёте жука), р (рычание собаки), ш (шум ветра в кустах) и т. п. Эти слова-междометия нужно брать только в фразе: отдельно взятые, они не будут иметь никакого смысла.

Приведём образцы таких фраз: «Мальчик сказал: A-а!», «Гудок гудит: у- у!», «Ветер шумит: ш-ш!», «Жук жужжит: ж-ж!» Когда дети поймут, что такое звук, можно приступить к выделению гласных звуков из слов, причём на первой ступени выделения звуков целесообразно брать слова, в которых выделяемый звук составляет слог: А-ня, у-ха. Вообще при выделении звуков из слов необходимо тщательно обдумать, какие слова можно взять для анализа и какие нельзя (вследствие трудности выделения из них звуков): эти слова должны быть, небольшими; выделяемые звуки должны отчётливо слышаться, расхождения письма с произношением не допускается. После того как дети научатся выделять гласные звуки-слоги, можно провести с ними работу по выделению этих же звуков из других слогов — сначала обратных (ус, ум, ах, ух), а затем и прямых (мама, Маша, муха, рама, Шура, шары и др.).

После ознакомления с двумя-тремя гласными звуками надо познакомить детей с несколькими согласными путём выделения их из простейших слов и слогов. Наиболее простой способ выделения звуков из слова — это усиление и удлинение звука, на который учитель хочет обратить внимание учащихся.

Выделение отдельных звуков из слов и слогов проводится примерно следующим образом. Учитель произносит предложение «Муха летит» и спрашивает детей: «Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Какое второе?» Дети отвечают. «Скажите первое слово хором», — предлагает учитель. «Скажите это слово по слогам. Какой первый слог? Какой второй? Как произносится всё слово?» Дети отвечают: «Муха». — «Скажите теперь все первый слог. Пусть скажет этот слог Ваня. А теперь слушайте, я сам скажу этот слог».

Учитель произносит слог му, подчёркивая сначала у (муу), затем м (м-му) и спрашивает: «Какой первый звук в слоге му? какой второй? Произнесите весь слог».

Учитель несколько раз предлагает детям произнести звуки этого слога отдельно, а затем и вместе, сразу, целым слогом.

Так же проводится и разложение слога ха.

После этого учитель ещё раз обращается к детям с вопросом: «Какое же мы брали слово? (муха). Сколько в нём слогов? (два). Какие это слоги? Произнесите (му-ха). Какие звуки в первом слоге? (м, у). А как произносится весь первый слог? (му). Какие звуки во втором слоге? (х, а). А как произносится второй слог? (ха). А как произносится всё слово? (муха)».

Таким путём дети учатся выделять гласные и согласные звуки из обратных и прямых слогов простейших слов, произношение которых полностью соответствует их написанию.

В конце добукварного периода работы можно показать детям несколько букв, и дети будут знать, что буквы — это знаки выделенных ими звуков, а для закрепления вывесить на стене таблицу этих букв вместе с рисунками, изображающими предметы, названия которых начинаются со звука, обозначенного данной буквой: а — арбуз, у — утка, ш — шар, м — мост, с — санки.

Такая иллюстрированная азбука применяется на всех этапах обучения грамоте при показе новой для детей буквы.

Параллельно с развитием речи детей и аналитико-синтетической работой над предложениями, словами, слогами и звуками учитель систематически ведёт подготовку детей к письму: дети учатся правильно держать карандаш, правильно класть перед собой тетрадку, правильно сидеть при письме и правильно писать основные элементы письменных букв.

Письмо элементов букв обычно предваряется рисованием предметов, напоминающих своими очертаниями элементы букв; так, письму прямой палочки предшествует рисование домика, забора или лежащей лесенки, прислонённой к домику; письму палочки с закруглением предшествует рисование удильного крючка или санок с поднятыми вверх закруглёнными полозьями и т. д.

image 37

В качестве подготовки к письму рекомендуется также рисование бордюров из прямых и кривых линий, напоминающих элементы букв.

image 38

Рисование целесообразно проводить карандашом на тетрадях без всякой разлиновки, а письмо элементов письменных букв на тетрадях с разлиновкой в три линейки. В качестве орудия письма (при изображении элементов букв) можно применять или карандаш, или ручку. Если применяется ручка, то учитель должен строго следить за тем, чтобы дети не проливали чернил, правильно обмакивали перо в чернила и правильно держали перо (раструб пера должен находиться прямо против наклонной линии, пересекающей три горизонтальных линии строки). Необходимо наблюдать также за тем, чтобы дети не переходили через линии строки ни вверх, ни вниз, а располагали элементы письменных букв точно между верхней и нижней линиями буквенной строки.

Опыт работы школ показывает, что ранний переход к письму чернилами ни в коей мере не вредит делу дальнейшего обучения письму и даже помогает детям скорее овладеть орудием письма и выработать правильные первоначальные навыки изображения элементов письменных букв. Во всяком случае, к письму чернилами необходимо перейти не позднее начала букварного периода, когда дети начнут писать буквы и слова.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment