Исходя из основных положений психологии, изложенных выше, можно сказать, что овладение знаниями — это не механическое запоминание слов учителя или учебника, а сложная умственная работа, сложный процесс образования в сознании детей представлений о предметах и явлениях реального мира, процесс образования и развития научных понятий , о сознания связей между явлениями , который организуется и направляется учителем с помощью специально для этого созданных дидактических средств — учебников, учебных пособий и т. д.
Одновременно с образованием представления учитель уточняет и обогащает словарь детей, при этом слово и образ предмета (или его свойств) соединяются в сознании и образуют одно целое.
Чем больше запас конкретных представлений у детей, тем прочнее основа для овладения системой научных знаний.
Второй путь образования представлений — образование их с помощью воображения без непосредственного чувственного восприятия предметов и явлений. Новые представления при этом создаются из представлений, уже имеющихся у ребёнка.
Представление даёт образ единичного предмета. Например, если ребёнок рассматривает кошку, то в его сознании запечатлевается образ данной кошки со всеми её индивидуальными особенностями (величина, окраска, форма тела и т. д.). Но задача школы состоит в том, чтобы дать детям понятие о кошке вообще, как о домашнем хищном млекопитающем животном. Изучение данной конкретной кошки служит средством для образования в сознании детей понятия о кошке. В понятии раскрываются существенные признаки всех кошек вообще. Понятия образуются в процессе обучения двумя основными путями: через непосредственное чувственное восприятие единичных предметов и явлений и опосредственно — путём деятельности мышления, опирающейся на ранее усвоенные представления и понятия.
Сущность первого пути состоит в том, что учитель организует непосредственное чувственное восприятие вещей, явлений, в которых с наибольшей очевидностью обнаруживаются типичные признаки предметов данного класса. Путём последовательного ряда вопросов, сравнения учитель помогает учащимся увидеть внутреннюю сущность предмета или явления, выделить типичное, отбросить случайное, раскрыть существенные связи и на основе этого сформулировать определение понятия, содержащее перечень существенных признаков и связей. Для закрепления в сознании учащихся созданного понятия учитель предлагает записать определение, прочитать и выучить соответствующий материал учебника, организует упражнения, предлагает ряд вопросов, заданий, задач, побуждающих учащихся практически применять полученное понятие. Связь теории с практикой является важнейшим условием успешного овладения научными понятиями.
Второй путь образования понятий состоит в теоретическом изложении и раскрытии существенных признаков понятия, причём учитель опирается на ранее усвоенные детьми понятия и представления. Этот путь становится возможным, когда у учащихся накопится известный запас понятий, полученных в результате непосредственного чувственного восприятия вещей, явлений.
Дети (особенно в младших классах) не могут сразу усвоить понятия науки в их современном, созревшем виде. Каждое понятие проходит в сознании учащихся длительный путь развития. Так, например, уже в 1 классе дети учатся отвечать на вопросы «кто» и «что», пока ничего не зная об имени существительном. Во 2 классе дети учатся выделять в речи слова, обозначающие предметы. В 3 классе даётся термин «имя существительное» и первоначальное понятие о нём. Дети узнают, что имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет, что имя существительное имеет единственное и множественное число, бывает мужского, женского и среднего рода, изменяется по падежам и т. д.
Задача начального обучения состоит не только в том, чтобы обогатить сознание учащихся начатками научных знаний, но и вооружить детей умениями и навыками . Умения и навыки вырабатываются путём систематических осознанных упражнений. Поставив перед детьми цель, учитель объясняет, как её достигнуть, и показывает приёмы выполнения того или иного действия, расчленяя сложное действие на элементы. Дети, осмыслив сущность показанного действия, пробуют выполнить его, учитель отмечает ошибки и добивается (путём повторного объяснения и показа) правильного, сознательного выполнения действия. Далее, путём многократных упражнений, учащиеся приобретают автоматизированные навыки.
На всех этапах овладения знаниями, умениями и навыками большую роль играет связь обучения с практикой. Практика порождает у детей вопросы, требующие ответа, и этим содействует повышению интереса к учению. Общение с предметами и явлениями в процессе практического воздействия на них помогает образованию конкретных представлений, научных понятий, раскрытию связей между явлениями. Практика помогает детям убедиться в истинности полученных на уроках теоретических знаний.
Практика, требующая применения знаний, умений и навыков, содействует их закреплению, прочному усвоению.
Учение при такой его организации перестаёт быть чем-то чуждым для детей, что надо «отбыть», а приобретает для них глубокий жизненный смысл, вызывает интерес к содержанию изучаемого, эмоциональный подъём и мобилизацию всех психических сил. Учение становится для школьника действительно делом чести.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова