Дидактические основы обучения

didakticheskie osnovy obucheniya Обучение в советской школе

Требования, которым должно удовлетворять начальное обучение детей, определяются задачами школы и особенностями детей младшего школьного возраста. Для того чтобы научно обосновать требования к обучению, необходимо знать закономерности самого процесса овладения знаниями, умениями и навыками.

Исходя из основных положений психологии, изложенных выше, можно сказать, что овладение знаниями — это не механическое запоминание слов учителя или учебника, а сложная умственная работа, сложный процесс образования в сознании детей представлений о предметах и явлениях реального мира, процесс образования и развития научных понятий , о сознания связей между явлениями , который организуется и направляется учителем с помощью специально для этого созданных дидактических средств — учебников, учебных пособий и т. д.

Представления образуются у детей двумя основными путями. Первый путь — это непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений. Учитель показывает детям предмет и с помощью последовательного ряда вопросов направляет внимание на его характерные признаки: форму, величину, окраску и т. д. Уточнению представлений содействует сравнение предметов. В процессе сравнения ярче выделяются отличительные признаки предмета. Этот приём особенно необходим тогда, когда изучаемый предмет дети могут легко смешать с другими, похожими на него предметами (например, рожь, ячмень и пшеница; сосна и ель; сорока и ворона, и т. д.). Некоторые свойства предметов особенно хорошо обнаруживаются тогда, когда дети воздействуют на этот предмет в процессе практических занятий или труда. Например, гибкость и упругость стали обнаруживаются, если предложить детям сгибать и затем отпускать стальную пластинку; твёрдость стали — путём царапания ею по железу, меди, алюминию; рыхлость и плотность почвы — при вскапывании грядки и дорожки, и т. д. Уточнению и закреплению представлений содействует зарисовка предмета: когда ребёнок рисует, он внимательно всматривается в очертания и цвет предмета и замечает при этом то, на что при поверхностном взгляде на предмет он не обратил бы внимания.

Одновременно с образованием представления учитель уточняет и обогащает словарь детей, при этом слово и образ предмета (или его свойств) соединяются в сознании и образуют одно целое.

Чем больше запас конкретных представлений у детей, тем прочнее основа для овладения системой научных знаний.

Второй путь образования представлений — образование их с помощью воображения без непосредственного чувственного восприятия предметов и явлений. Новые представления при этом создаются из представлений, уже имеющихся у ребёнка.

Представление даёт образ единичного предмета. Например, если ребёнок рассматривает кошку, то в его сознании запечатлевается образ данной кошки со всеми её индивидуальными особенностями (величина, окраска, форма тела и т. д.). Но задача школы состоит в том, чтобы дать детям понятие о кошке вообще, как о домашнем хищном млекопитающем животном. Изучение данной конкретной кошки служит средством для образования в сознании детей понятия о кошке. В понятии раскрываются существенные признаки всех кошек вообще. Понятия образуются в процессе обучения двумя основными путями: через непосредственное чувственное восприятие единичных предметов и явлений и опосредственно — путём деятельности мышления, опирающейся на ранее усвоенные представления и понятия.

Сущность первого пути состоит в том, что учитель организует непосредственное чувственное восприятие вещей, явлений, в которых с наибольшей очевидностью обнаруживаются типичные признаки предметов данного класса. Путём последовательного ряда вопросов, сравнения учитель помогает учащимся увидеть внутреннюю сущность предмета или явления, выделить типичное, отбросить случайное, раскрыть существенные связи и на основе этого сформулировать определение понятия, содержащее перечень существенных признаков и связей. Для закрепления в сознании учащихся созданного понятия учитель предлагает записать определение, прочитать и выучить соответствующий материал учебника, организует упражнения, предлагает ряд вопросов, заданий, задач, побуждающих учащихся практически применять полученное понятие. Связь теории с практикой является важнейшим условием успешного овладения научными понятиями.

Второй путь образования понятий состоит в теоретическом изложении и раскрытии существенных признаков понятия, причём учитель опирается на ранее усвоенные детьми понятия и представления. Этот путь становится возможным, когда у учащихся накопится известный запас понятий, полученных в результате непосредственного чувственного восприятия вещей, явлений.

Дети (особенно в младших классах) не могут сразу усвоить понятия науки в их современном, созревшем виде. Каждое понятие проходит в сознании учащихся длительный путь развития. Так, например, уже в 1 классе дети учатся отвечать на вопросы «кто» и «что», пока ничего не зная об имени существительном. Во 2 классе дети учатся выделять в речи слова, обозначающие предметы. В 3 классе даётся термин «имя существительное» и первоначальное понятие о нём. Дети узнают, что имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет, что имя существительное имеет единственное и множественное число, бывает мужского, женского и среднего рода, изменяется по падежам и т. д.

Задача начального обучения состоит не только в том, чтобы обогатить сознание учащихся начатками научных знаний, но и вооружить детей умениями и навыками . Умения и навыки вырабатываются путём систематических осознанных упражнений. Поставив перед детьми цель, учитель объясняет, как её достигнуть, и показывает приёмы выполнения того или иного действия, расчленяя сложное действие на элементы. Дети, осмыслив сущность показанного действия, пробуют выполнить его, учитель отмечает ошибки и добивается (путём повторного объяснения и показа) правильного, сознательного выполнения действия. Далее, путём многократных упражнений, учащиеся приобретают автоматизированные навыки.

На всех этапах овладения знаниями, умениями и навыками большую роль играет связь обучения с практикой. Практика порождает у детей вопросы, требующие ответа, и этим содействует повышению интереса к учению. Общение с предметами и явлениями в процессе практического воздействия на них помогает образованию конкретных представлений, научных понятий, раскрытию связей между явлениями. Практика помогает детям убедиться в истинности полученных на уроках теоретических знаний.

Практика, требующая применения знаний, умений и навыков, содействует их закреплению, прочному усвоению.

Успешность обучения зависит от отношения учащихся к учению, от м отив о в уч е н ия . Мотивы учения развиваются и формируются в связи с развитием содержания жизненных отношений ребёнка. Реальная жизнь ребёнка протекает в школе, семье, в общении со взрослыми и сверстниками.

Большое влияние на формирование мотивов деятельности детей (в частности, мотивов учения) оказывает кл ас с ный и школь ны й кол – л е ктив . Организуя содержательную жизнь детского коллектива, создавая благоприятную среду для разнообразной деятельности детей, учитель вызывает к жизни всё более глубокие и содержательные мотивы учения, делающие учение неотъемлемой частью жизни детей.

Учение при такой его организации перестаёт быть чем-то чуждым для детей, что надо «отбыть», а приобретает для них глубокий жизненный смысл, вызывает интерес к содержанию изучаемого, эмоциональный подъём и мобилизацию всех психических сил. Учение становится для школьника действительно делом чести.

Таковы вкратце важнейшие закономерности процесса вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками. Зная эти закономерности, установленные марксистской психологией и педагогикой, учитель может правильно организовать обучение.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment