Дидактические игры и занимательные упражнения.

didakticheskie igry i zanimatelnye uprazhneniya Методы обучения

Важной предпосылкой усвоения знаний является создание у учеников познавательного интереса я эмоционального отношения к содержанию учебного материала. Верным средством для выработки такого отношения в процессе обучения являются дидактические игры и разного рода занимательные упражнения, возбуждающие интерес и внимание детей.

Большое значение игр в жизни ребенка общеизвестно: они приучают детей к труду, к умственным усилиям; воздействуют на творческое воображение детей; развивают у них сообразительность, находчивость, инициативу; дают детям радость; прививают им любовь и интерес к знаниям.

В российской педагогике и психологии игра рассматривается как творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой; ребенок в занимательной для него форме глубже и легче познает явления окружающей жизни, а если идет речь о математике, то он глубже познает количественные отношения и пространственные формы этой действительности.

Благодаря введению игры математика становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими математическими способностями.

Из опыта и психологических исследований видно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.

Современная методика, и в особенности школьная практика, располагает значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений. Сюда относятся: считалочки, задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные числа, арифметические ребусы, головоломки и др. Некоторые виды дидактических игр и занимательных упражнений распределены по отдельным темам и вопросам программы, по различным разделам начального курса—по изучению арифметических действий, мер, геометрического материала и др. Широко известны такие игры, как разные виды арифметического лото, домино, игра в молчанку, круговые примеры и задачи, «Кто скорей, кто верней», «Лесенка», игры со спичками, в отгадывание задуманных чисел, в «живую» нумерацию и многие другие.

Широкое применение дидактических игр и занимательных упражнений в школьной практике дает основание отнести их к методическим приемам обучения арифметике. Но они играют роль методического приема при том условии, если отвечают требованиям советской дидактики.

Прежде всего игры должны быть тесно связаны с темой урока и органически сличаться с его учебным материалом. Это обеспечивает единство воздействия на ученика: игра подкрепляет то, что дети получают на серьезных занятиях.

В основном дидактические игры применяют на уроках во время упражнений и тренировки •— после того, как учитель объяснил новый материал и провел первые упражнения.

При подготовке занимательного материала следует избегать введения таких приемов вычислений и способов решения задач, объяснение которых не может быть понято детьми на данной ступени обучения. Например, сокращенное умножение двузначных чисел в пределах второго десятка (17 x 15; 14 x 18 и т. д.) очень эффектно, но в основе его объяснения лежит понимание умножения двучленов, с которыми дети в начальных классах не знакомятся. Поэтому от введения такого приема следует воздержаться. Это не исключает, однако, возможности использования таких элементов занимательной математики, которые способствуют лучшему пониманию арифметической теории. Поэтому возможны, например, такие задания: может ли остаток равняться уменьшаемому? Что больше: сумма всех однозначных чисел или их произведение — и почему?

Интерес к учебным занятиям у детей повышается тогда, когда перед ними ставится задача: кто данную работу сделает лучше всех, скорее всех, не снижая ее качества, то есть когда в учебные занятия вносятся элементы соревнования. При соревновании даже обычный и незатейливый материал заинтересовывает учеников и возбуждает их активность.

Желательно, чтобы «выигрыш» и «проигрыш» в играх выражался в каких-то конкретных формах; такими формами в школьной практике являются флажок победителей, звание «лучший счетчик», «наш лучший математик» и др.

Само собой разумеется, что в школьной практике между серьезным и занимательным материалом должно быть правильное соотношение. «Не все может быть занимательным в ученье, — писал К. Д. Ушинский, — а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает. Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны» (К. Д. Ушинский).

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment