Деление на 10 можно рассматривать как деление на равные части и решать соответствующие примеры на основе следующего рассуждения: чтобы разделить число на 10, достаточно каждый десяток делимого разделить на 10; в частном получится столько единиц, сколько было в делимом десятков. Иначе говоря, основой деления является прием разложения делимого на десятки как слагаемые.
Но деление на 10 можно рассматривать и как деление по содержанию. В таком случае рассуждения принимают следующую форму: чтобы разделить число на 10, достаточно узнать, сколько раз 10 содержится в данном числе.
На основе таких рассуждений и сравнения делимого с частным дети выводят правило: чтобы разделить на 10 число, которое оканчивается нулем (или нулями), надо откинуть в нем справа один нуль.
Но данное правило можно вывести, пользуясь и другим способом деления, а именно:
40 : 10 = 4 (по таблице),
100 : 10 = 10 (на основе нумерации),
140 : 10 = 14 (100 : 10 + 40 : 10 — разложение делимого и деление каждого слагаемого);
1000 : 10 = 100 (на основе нумерации),
1170 : 10 = 117 (1000 : 10 + 100 : 10 + 70 : 10).
Затем следует рассмотреть деление на 10 с остатком. Сначала эти примеры решаются на основе рассуждения. Пусть надо 236 разделить на 10. По правилу делим 230 на 10, а 6 единиц — остаток. Полезно и в данном случае сформулировать правило.
Аналогичная работа проводится при делении на 100.
Целесообразно все частные правила объединить в общее.
Деление любых чисел на единицу с нулями всегда записывается в строчку: 176 : 10 = 17 (ост. 6).