Чтение статьи „Как Маша нашла дорогу в лесу“ в начальных классах

chtenie stati kak masha nashla dorogu v lesu v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Цель урока. Закрепить знания детей о компасе, полученные ими на предыдущем уроке: показать преимущество ориентирования по компасу в сравнении с ориентированием по солнцу. Разъяснить детям на конкретном примере, какое значение имеет в жизни умение применить на практике знания, полученные в школе.

Ход урока. 1. Чтение статьи целиком. Беседа по прочитанному, выясняющая практическое значение компаса,

2.   Чтение статьи по частям, с разбором содержания каждой части. Прочитывается первая часть до слов: «Раньше Маша видела белку только на картинках».

Далее следуют вопросы учителя: Где жила Маша? Зачем она пошла в лее? В каком направлении от её дома был лес? Что находилось между родным домом Маши и лесом? Какую часть леса называют опушкой? Почему Маша собирала грибы только вдоль опушки? Кого встретила Маша в лесу?

 

На основе чтения и разбора первой части статьи учитель чертит на классной доске эскизный план местности, в которой жила Маша.

Вызванный ученик пересказывает содержание прочитанного отрывка и при этом показывает на плане дорогу, по которой Маша шла в лес.

3.    После чтения второй части статьи (до слов: «Маша училась географии…») учитель выяснит с детьми, как Маша зашла в чащу леса и почему она заблудилась.

Затем читается и разбирается третья часть статьи (до слов: «Дрожащими от волнения руками взяла Маша компас…»).

Учитель задаёт вопросы; Сколько лет было Маше? Какой класс к этому времени должна была закончить Маша, если она хорошо училась? Какое правило о сторонах горизонта знала Маша? В каком направлении от леса находился родной дом Маши? (Покажите это на плане.) Почему Маша не могла узнать по солнцу, где юг? Почему Маша заплакала? Как в лесу у Маши оказался компас? Из чего была сделана коробочка компаса, подаренного Маше?

После чтения четвёртой части (до слов; «Когда Маша вернулась домой») учитель предлагает детям рассказать, какие правила пользования компасом выполнила Маша, и показать, как она это делала.

Учитель обращает внимание детей на то, что Маша хорошо знала, как пользоваться компасом, и поэтому нашла дорогу в лесу. По окончании разбора каждой части статьи детям предлагается передать её содержание одним предложением. В результате получится следующий план пересказа всей статьи.

1, Маша пошла в лес за грибами и встретила белку. 2. Когда Маша следила за белкой, она заблудилась. 3. У Маши в кармане оказался компас. 4. Компас помог Маше найти дорогу домой.

Прочитав последний раздел статьи, дети решают задачи на ориентирование, близкие по содержанию к той задаче, которую пришлось решать Маше в лесу.

Эти упражнения в ориентировке начинаются в классной комнате, а затем могут быть продолжены вне школьного здания (по окончании уроков). Так, в одном месте детьми вывешивается записка «дом», в другом месте — записка «лес». Вызванный ученик определяет по компасу направление к «лесу», идёт к нему, тогда учитель называет противоположное направление, и ученик по компасу возвращается «домой». Затем записки прикалываются в новых местах, прежде чем эта же задача будет предложена следующему ученику.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment