Чтение рассказа Л. Пантелеева "Честное слово&quot

chtenie rasskaza l panteleeva chestnoe slovoquot Обучение в советской школе

Ход урока

1.   Во вступительной беседе учитель выясняет, в какие игры дети играют во дворе, в саду, на бульваре. Дети перечисляют ряд игр: пятнашки, горелки, лапта и, среди других игр, называют игру «в войну». Учитель подробно расспрашивает детей, как они играют в войну. Дети рассказывают, что они разделяются на две группы, одна из групп нападает, другая защищается, у каждой группы есть свой начальник, есть разведчики, часовые и т. д. Учитель спрашивает, не приходилось ли кому-нибудь из детей быть часовым, что делает часовой (дети отвечают: стоит на часах, т. е. несет сторожевую службу, охраняет склады, дежурит определённое количество часов ночью, охраняя спящих бойцов, и т. д.). Учитель спрашивает, насколько важна служба часового. Дети рассказывают, что служба часового имеет большое значение: он первый даёт знать об угрожающей опасности, внимательно следит за всем окружающим.

После этого учитель беседует с детьми на тему о том, как должен вести себя на посту часовой и какими качествами он должен обладать (зоркость и внимание, наблюдательность, стойкость, верность долгу).

Затем учитель сообщает детям, что они будут читать рассказ Л. Пантелеева «Честное слово».

2.   Учитель читает рассказ вслух, спокойным тоном, выразительно (ясно выделяет голосом слова, сказанные действующими лицами, отделяет паузами друг от друга главы рассказа, выделяет логические ударения и т. д.). Книги у детей закрыты.

Закончив чтение рассказа, учитель делает короткую паузу. После этого он ещё раз повторяет последнее предложение рассказа («И я ещё раз крепко и с удовольствием пожал ему руку».) и задаёт детям вопрос, почему же писатель «крепко и с удовольствием» пожал мальчику руку. В своих ответах дети объясняют, что мальчик заслуживал крепкого пожатия руки: он остался верен данному им честному слову, хотя ему и страшно было стоять на часах одному в тёмном саду.

3.   Затем учитель подготовляет детей к чтению рассказа. Он ставит перед ними задачу — хорошо прочитать рассказ, и для этого упражняет их в чтении наиболее трудных слов и выражений, встречающихся в рассказе. Эти слова и выражения до урока написаны учителем на доске: сержант, караульный, пороховой склад, кавалерийский майор, защитная командирская фуражка с красным околышем. Слова эти читаются детьми по одному (длинные слова несколько раз, по слогам), смысл их попутно объясняется в беседе (сержант, майор — воинские звания; караульный — иначе можно сказать часовой; пороховой склад — склад, где хранится порох; защитная командирская фуражка — фуражка зеленоватого цвета, защитного цвета, и т. д.).

4.   Дети читают рассказ по логически законченным частям (их четыре). После чтения каждой части учителем ставятся вопросы, выясняющие содержание этой части, а также отдельные слова и выражения. Раскрывая в своих ответах значение этих слов и выражений, дети лучше уясняют содержание прочитанного.

Одним из учащихся (по вызову учителя) читается первая часть рассказа. В беседе с классом по содержанию этой части выясняется: от чьего имени ведётся рассказ; как писатель попал в садик; что он там делал, когда он собрался уходить домой.

После того как дети ответили на все эти вопросы, учитель предлагает им найти и прочитать вслух места, показывающие, что наступил вечер и сад должны были скоро запереть. («…наступил вечер», «в глазах у меня зарябило, и читать стало совсем трудно», «Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчиком сторож».) Попутно дети объясняют значение выражений: «в глазах у меня зарябило, и читать стало совсем трудно» и «где-то за деревьями звенел колокольчиком сторож», «Стало темно, и буквы на странице стали сливаться. Сторож предупреждал последним звоном колокольчика, что сад закрывается».

Затем несколько учеников читают вторую часть по отрывкам. В беседе с детьми выясняется, как писатель встретился с мальчиком, что мальчик рассказал писателю о своей игре с ребятами в войну (здесь учитель предлагает детям найти и прочитать вслух соответствующее место), почему мальчик плакал, как об этом сказано в рассказе («громко и безутешно» плакал); почему так сказано, почему мальчик всё-таки не оставлял свой пост, почему писатель тоже не мог сменить мальчика; как писатель решил помочь мальчику.

После чтения этой части детям предлагается найти места или отдельные выражения, показывающие, каким был мальчик и как он себя чувствовал, стоя на своём посту в темноте.

Затем читается третья часть рассказа. После её чтения в беседе выясняются вопросы, как писатель нашёл начальника, военного, который должен был снять мальчика с караула, почему писатель так обрадовался, увидев военного (здесь детям предлагается найти места, выражения, показывающие, что писатель обрадовался встрече с военным), как майор отнёсся к просьбе писателя, почему он к ней отнёсся так серьёзно.

Затем читается четвёртая (и последняя) часть.

После её чтения выясняются следующие вопросы: как писатель и военный в темноте нашли мальчика; как вёл себя мальчик при виде писателя, почему; как об этом сказано в рассказе (найти соответствующее место); что сделал майор; что сделал мальчик; почему мальчик, «увидев командира, как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше»; почему майор сказал мальчику, что из него выйдет настоящий воин.

5.    После того как разбор рассказа закончен, дети читают его ещё раз про себя с заданием разделить на части и озаглавить каждую часть. Проверяя выполнение задания, учитель уточняет в беседе с детьми границы и заглавие каждой части.

6.    В заключительной беседе выясняется, каким же был мальчик (стойким, честным, верным своему долгу).

В конце урока учитель может рассказать детям эпизод из военной жизни, описывающий подвиг часового.

На дом даётся задание научиться хорошо читать и рассказывать рассказ.

В книгах для чтения для 3 и 4 классов есть произведения большие, заключающие в себе несколько глав, довольно сложных по содержанию, например: «Кавказский пленник» Л. Толстого или «Зимовье на Студёной» Мамина-Сибиряка.

Такие рассказы читаются в классе по главам. Одни главы, наиболее трудные, читает учитель вслух, другие читают, тоже вслух, учащиеся; наконец, некоторые главы учащиеся читают про себя.

После прочтения каждой главы ведётся небольшая беседа с целью уяснить основное содержание главы, выделить то, что связывает данную главу с предшествующей и последующей. Попутно проводится пересказ отдельных глав, составление плана, работа над словарём.

Для повторного перечитывания берутся отдельные главы, по материалу которых может быть проведена дополнительная интересная работа (работа над словарём, разного рода сопоставления и т. п.). Здесь большое место занимает самостоятельная работа учащихся.

По окончании работы над отдельными главами проводится выборочное перечитывание в связи с определёнными заданиями, например, в связи с характеристикой того или другого действующего лица или нескольких действующих лиц, в связи с описанием природы и обстановки, в которой развёртывается действие рассказа, в связи с пересказом по выделенной из рассказа теме, например: «Девочка Дина» или «Дружба Музгарки с Елеской» и т. п.

Упражнение в выразительном чтении проводится на отдельных отрывках, но за выразительностью чтения учитель следит постоянно.

Всю работу может завершать чтение рассказа в целом, которое проходит как самостоятельное чтение учащихся в классе или дома. Проверкой выполнения этого задания служит заключительная беседа по всему рассказу с целью установить отношение учащихся к данному произведению, к действующим лицам, событиям.

В некоторых случаях такая беседа расширяется внесением в неё различных сопоставлений данного рассказа с прочитанными ранее рассказами того же писателя или рассказами других писателей на аналогичные темы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment