Чистописание в начальных классах

chistopisanie v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Занятия по чистописанию имеют целью научить детей писать чисто, красиво, чётким и разборчивым почерком. Чёткость и разборчивость почерка зависят от выполнения следующих условий:

1) одинаковой высоты прописных и одинаковой высоты строчных букв;

2) одинакового направления (наклона) основных элементов букв;

3) равного расстояния между основными элементами в каждой букве и между буквами в слове;

4) ровной, не слишком большой и не слишком малой, толщины элементов букв, имеющих в основе прямую палочку с загибами (поворотами) вверху или внизу, вверху и внизу одновременно;

5) плавного перехода от тонкого штриха к толстому и от толстого к тонкому в элементах букв, имеющих овальную и полуовальную форму и состоящих из сочетания различного рода кривых и прямых линий;

6) правильного начертания букв, согласно принятому образцу;

7) правильного соединения букв в различных сочетаниях при письме слов

8) отсутствия различных «закорючек», мешающих ясности чтения.

image 63

К качественным показателям должна быть отнесена и скоропись, которая, по существу, является одной из целей обучения письму. Скор опись в практической жизни имеет такое же важное значение, как и беглость чтения . Школа не выполнит своей задачи, если она не научит детей скорому письму.

Опытом установлено, что при крупном письме вполне достаточно, если дети будут писать со скоростью 35 — 40 тактов в минуту; при среднем — 60 — 70 тактов и при мелком письме — 120 тактов в минуту.

При обучении письму необходимо выполнять определённые правила и знать методические приёмы, облегчающие работу учителя при проведении занятий по чистописанию.

Правила, которые необходимо выполнять при обучении письму, учитель должен объяснить детям ещё до начала обучения письму. Эти правила учащиеся должны твёрдо усвоить и относиться к ним вполне сознательно. Так, после нескольких уроков ученики должны уже по одному призыву учителя принимать требуемое положение, т. е. сидеть правильно. Правила при обучении письму сводятся к следующему :

1.   При занятиях письмом ноги пишущего должны твёрдо, всей ступнёй касаться пола или подножки у стола; подгибание ног под скамейку или протягивание их вперёд безусловно воспрещено, так как такое положение ног обязательно вызовет или сгибание туловища к столу, или то, что корпус учащегося откинется назад к спинке скамейки.

2.   Туловище надо держать насколько возможно в прямом положении; грудью прикасаться к столу не следует; требуется, чтобы туловище было удалено от стола по крайней мере на расстояние 5 см.

3.   Голова должна иметь незначительное, едва заметное наклонение к столу, чтобы можно было свободно прочитать написанное. Следует стараться сидеть так, чтобы расстояние от глаз до кончика пера было не меньше 25 — 30 см. Кроме того, необходимо добиваться возможно более прямого положения головы и немедленно исправлять всякий наклон
головы в стороны (или книзу): уклонения от прямого положения головы ведут за собой порчу зрения.

4.   Предплечья обеих рук одинаково должны лежать на столе под прямым углом друг к другу; причём локти пишущего не должны лежать на столе, но чуть-чуть выдаваться за его край и отстоять на ширину руки от туловища пишущего. Подобное положение рук предупреждает возможность сильного наклонения туловища к плоскости стола.

От правильного держания пера зависит успех письма, поэтому при начале обучения следует на эту сторону обращать самое серьёзное внимание.

5.   Ручка с пером держится тремя пальцами: большим, указательным и средним. Все три пальца находятся в слегка согнутом покойном положении и не должны сильно сжимать ручку с пером (иначе пальцы быстро устают).

Указательный палец должен лежать сверху пера, средний — поддерживать его справа, а большой — слева; остальные два пальца — безымянный и мизинец, служащие опорой кисти, — должны слегка касаться бумаги и легко скользить по ней. Ручка пера должна приходиться около сгиба третьего (если считать от ногтя) сустава указательного пальца; конец ручки должен быть против правого плеча.

6.   Тетрадь кладётся против середины груди пишущего так, чтобы правый её угол был выше левого. Во избежание поворота головы в ту или другую сторону, тетрадь, по мере написания нескольких слов, должна быть продвинута влево настолько, чтобы пишущая рука не особенно удалялась от середины груди.

В 1 классе учащиеся начинают обучаться письму в тетрадях по трём линейкам с частыми наклонными (косыми) линиями.

Для 2 класса установлены тетради по двум линейкам с частыми и редкими наклонными линиями.

Наиболее успевающим можно к концу года предложить перейти на письмо в тетрадях по двум линейкам без наклонных линий.

В 3 классе учащиеся сначала пишут по двум линейкам без наклонных линий, а затем переходят на письмо в тетрадях по одной линейке. В тетрадях по одной линейке должны писать и учащиеся 4 класса. Разница в их письме будет заключаться лишь в том, что высота письма в 3 классе должна равняться 31/2 — 3 мм, а в 4 классе — 21/2 мм.

image 64

Перья для письма лучше всего сначала давать с тупым концом, а затем с более острым. Хорошими перьями можно считать: № 86, «пионер», 22 (лопаточкой) и «союз». Перьев «рондо» давать не следует.

Для обучения первоначальному письму рекомендуется обыкновенная деревянная ручка без металлического наконечника, так как по очень гладкой поверхности конца ручки около пера пальцы скользят, что затрудняет её держание. Ручка не должна быть очень короткой.

Чернила должны быть вполне чёрными. Чернила синеватого или фиолетового цвета считаются менее пригодными, чем чёрные, так как написанное ими слабее выделяется на листе бумаги.

Программа по чистописанию по своему содержанию делится на три ступени: 1 класс — крупное отрывистое письмо, изучение строчного и прописного алфавитов и цифр; 2 класс — связное письмо средней величины; 3 и 4 классы — упражнения в скорописи и письмо-скоропись мелким шрифтом.

Для занятий чистописанием отводится по учебному плану в 1, 2 и 3 классах по 2 часа в неделю.

В 1 классе в первом полугодии эти занятия проводятся четыре раза в неделю — по пол-урока. В 1 классе во втором полугодии и во 2 и 3 классах в течение всего года на занятия по чистописанию отводится по целому уроку. В 4 классе упражнения в чистописании следует проводить на уроках правописания.

Основным в обучении письму является овладение технико й д в и – ж е ния паль це в , кисти руки и правильная посадка ребёнка во время письма. Все буквы нашего алфавита в сущности состоят из небольшого количества элементов. Если эти элементы букв изучены настолько, что учащийся может их писать совершенно свободно, то это явится залогом того, что он будет правильно и красиво писать отдельные буквы и состоящие из них слова.

Самый процесс письма состоит в следующем: штрихи букв пишутся посредством сгибания и разгибания пальцев, держащих перо; строчка ведётся движением предплечья и кисти, опирающейся на мизинец и безымянный пальцы, слева направо.

Все эти приёмы сами по себе очень просты и легко могут быть показаны детям и поняты ими, но усваиваются и применяются они к делу, несмотря на простоту, с трудом.

Причиной этого служит то, что детям приходится одновременно преодолевать несколько трудностей: следить за своим положением, за положением тетради, за держанием пера, за работой пальцев, кисти и предплечья и в то же время выписывать новую, незнакомую доселе форму буквы.

Раньше чем приступить к обучению письму, следует провести ряд подготовительных упражнений, служащих для развития кисти руки и глазомера.

Упражнениями для развития кисти и пальцев могут служить: штрихование, письмо дугообразных линий и овалов.

При исполнении предварительных упражнений главное внимание обращается на правильное держание карандаша или ручки с пером и на правильные движения предплечья, пальцев и кисти.

Письмо производится по графической сетке, состоящей из горизонтальных и наклонных линий, определяющих точно высоту и ширину букв и расстояние между ними. Такая сетка очень важна для начальных занятий чистописанием. При наличии её ученикам легче усвоить правильную форму букв, а учителю легче объяснить написание каждой буквы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment