Буква я после согласных

bukva ya posle soglasnyh Обучение в советской школе

2-й урок

Ход урока.

1.   Проверка домашнего задания : чтение детьми страницы букваря из букву я с осмысливанием прочитанных слов и связных текстов.

2.   Повторение гласных букв . Беседа: «Какие гласные буквы вы знаете? Чем они отличаются от согласных? (Они образуют слоги, согласные же не образуют слогов.)

Учитель вывешивает на доске таблицу пройденных гласных:

image 45

Затем последовательно приставляют согласную (например м) к каждой гласной (кроме э и я). Дети читают слоги: ма, му, мо, мы, ме, ми, мё. Учитель спрашивает, как читается согласная перед гласными первого ряда и второго ряда. Дети говорят, что перед верхними гласными согласные читаются твёрдо, а перед нижними — мягко. Учитель ещё раз демонстрирует значение гласных, приставляя последовательно какую-нибудь другую согласную (например л).

Дети читают слоги, определяют в каждом случае, как читается согласный (твёрдо или мягко), и добавляют недостающие слоги до полных слов (лапа, Луша, лошадь, лыжи, Лена, Липа, Лёва).

3.   Ознакомление с буквой я после согласных . Учитель: «Сейчас вы узнаете, как читаются согласные перед я». Рассказывает детям: «Митя был мал. Мама дала ему мягкой глины и показала, как лепить из неё игрушки: грибки, птичек, рыбок, самолёт. А сама ушла.

Пришла няня Мити. Митя мял глину и делал из неё игрушки: «Няня, это самолёт. На, играй!» Потом он поставил грибочки из глины в один ряд и смеялся: он был очень рад, что умеет сам делать игрушки».

После опроса по содержанию рассказа учитель предлагает детям составить несколько предложений про Митю. Составляются примерно такие предложения: «Митя был мал», «Митя мял глину», «Митя дал няне самолёт», «Он сказал: «На, няня!», «Митя был рад: около него стоял ряд грибочков».

Берётся слово мал, определяются звуки этого слова, и дети составляют слово мал из букв (на партах и на большом наборном полотне).

«Как читается в этом слове первая буква? (Твёрдо.) Почему? (После неё стоит буква а.)

А что делал Митя с глиной?» (Он мял её.)

Учитель произносит слово мял и предлагает детям определить, как произносится первый согласный звук в этом слове (твёрдо или мягко). Дети определяют мягкое произношение звука м, произносят его отдельно. Учитель спрашивает:

«Как же нам из слова мал сделать слово мял? Как показать мягкость согласного? Можно ли оставить букву а? Что же надо сделать? (Букву а надо снять, а на её место поставить я.)

Сделайте это. (Ученики преобразуют слово мал в слово мял.) Как же будем теперь читать первую согласную букву: твёрдо или мягко? Почему? (Первую согласную букву надо читать мягко, потому что после неё стоит буква я.) Читайте!».

Аналогично этому проводится работа по составлению из букв слов на и рад и по преобразованию их в ня (ня-ня) и ряд.

«Как же читается согласная буква перед я? (Мягко.) А перед а? (Твёрдо.)»

4.   Закрепление навыка чтения согласных перед я при помощи приёма сопоставления слогов. Учитель вывешивает таблицу слогов, например:

image 46

 Дети читают эти слоги; учитель каждый раз обращает внимание их на твёрдое или мягкое чтение первой согласной. Каждый слог устно дополняется до целого слова (Та-ня — тя-нет; ма-ма — мя-чик; ра-бота — ря-бина; на-ша — ня-ня; Са-ша — ся-дет; Да-ша — дя-дя и др.).

5.   Чтение детьми настенных таблиц и соответствующей страницы букваря . Учитель, задавая вопросы, помогает детям осмысливать прочитанные слова, предложения и связные тексты.

6.   З адание на дом : прочитать эту же страницу, научиться рассказывать связные тексты и дополнять данные в букваре слоги с буквой я до полных слов.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment