4 КЛАСС Тема. Облака, тучи и дождь

4 klass tema oblaka tuchi i dozhd Обучение в советской школе

Цель ур ока . Познакомить с образованием облаков, туч, дождя.

О борудование . К уроку приготовлены: химический стакан, выпаривательная чашечка со льдом (можно заменить чайным блюдцем), спиртовка, треножник, асбестовая сетка.

Ход урока . 1. Вв одная беседа . Учитель предлагает детям вспомнить, что они узнали на предыдущих уроках: что делается с водой при нагревании? (Она превращается в пар.) Что делается с паром при охлаждении? (Он превращается в воду — дети рассказывают об опыте с перегонкой воды.)

— Сегодня мы познакомимся с образованием облаков, туч, дождя, — сообщает учитель. — Людей с давних времён интересовали вопросы о том, что такое облака и тучи, откуда берётся дождь. Пока люди не знали природу, они думали, что дождь посылает бог. Если долго не было дождя и растения в полях начинали погибать от засухи, крестьяне приглашали священника, шли с иконами в поле и молили бога о том, чтобы он послал тучи и полил обильным дождём пересохшую землю. Но так как никакого бога нет, то молитвы о дожде не спасали полей от засухи.

3.    Рассказ учителя и самостоятельное чтение детей . — Теперь наука точно установила, что такое облака и тучи, из чего и как образуется дождь. Поднимаясь на высокие горы, люди часто попадали в облака, и они увидели, что облако это… впрочем, лучше вы сами, дети, прочитайте о том, что они увидели. Откройте книги и прочитайте про себя рассказ «На самолёте выше облаков», подготовьте ответы на вопросы, помещённые в конце рассказа.

4.    Б еседа по прочитанному. В беседе по прочитанному рассказу выясняется, что облако — это обыкновенный туман. По предложению учителя дети вспоминают, из чего и как образуется туман.

Но откуда же мог появиться туман высоко над землёй? Дети высказывают предположение: пар от земли поднимается вместе с тёплым воздухом вверх. А вверху гораздо холоднее, чем у поверхности земли. Водяной пар охлаждается и из него образуются мельчайшие капельки воды — это и есть туман.

5.    Рассказ учителя . Учитель подтверждает правильность данного детьми объяснения и рассказывает о том, как он своими глазами видел образование облаков.

— Однажды я путешествовал по Крыму. Мы решили подняться с вечера на гору Ай-Петри, чтобы полюбоваться восходом солнца. В 9 часов вечера мы были на вершине горы и легли спать, утомлённые подъёмом. Нас разбудили в 3 часа утра. Было ещё темно, но край неба на востоке уже начал светлеть. Дул свежий ветер. Перед нашим взором открывалась величественная картина. До самого горизонта, насколько видел глаз, простиралась гладь Чёрного моря. С каждой минутой всё сильнее розовело небо, а от него окрасилось и море. Вот наконец из воды показался огненнокрасный край солнца. Мы радостными криками приветствовали появление дневного светила. А в это время прямо перед нами, на какую-нибудь сотню метров вниз по склону горы, мы увидели белые клубы тумана. Солнце осветило туман, и мы ясно видели, как он, делаясь всё гуще й больше, медленно ползёт по склону скалы. Вот он дошёл до края скалы, поклубился ка месте и… вдруг оторвался и медленно поплыл по небу в виде облачка. А на его месте на склоне скалы опять появились новые клубы тумана, и снова мы с любопытством глядели на рождение облаков.

Итак, что же такое облако и как оно образуется? (Дети формулируют вывод.)

6.           Подготовка к опыту.

— А теперь посмотрим, из чего и как образуется дождь. Попробуем сначала получить дождь в классе. Не догадаетесь ли вы, как это сделать?

Дети высказывают предположение: надо налить в кастрюлю воды и кипятить её. А сверху над кастрюлей держать что-нибудь холодное. Пар будет охлаждаться и превращаться в капельки воды. Они будут падать вниз — это и будет дождь.

Учитель подтверждает правильность высказанного предложения и сообщает, что вместо кастрюли можно взять для опыта химический стакан. Он сделан из очень тонкого стекла. В химическом стакане можно кипятить воду, и он от этого не лопнет. Стакан мы накроем блюдечком, в которое для охлаждения положим кусочки льда.

7.  П о с т а н о в к а о п ы та . По вызову учителя два ученика подходят к его столу и показывают классу опыт в том порядке, как было намечено.

Что же происходит в стакане?

— Расскажи всему классу, что ты видишь, — обращается учитель к одному из учеников, участвующих в постановке опыта.

— Я вижу кипящую воду.

— А ещё что? Посмотри внимательно снизу на донышко блюдца.

— Оно запотело, на нём образовались капельки воды.

— Наблюдай, что с ними будет происходить дальше.

— Мелкие капельки сливаются вместе и становятся крупнее. Вот одна крупная капля еле-еле держится. Упала! Дождь пошёл!

8.           Беседа после по становки опыта .

— Кто из вас, дети, может на примере этого опыта объяснить, как образуется дождь в природе?

— Я могу! Солнце греет землю и воду в реках, озёрах, морях. Вода с земли испаряется и поднимается вверх. Здесь пар охлаждается и превращается сначала, в туман, в облако. А облако состоит из мелких капелек воды: капельки в облаке постепенно сливаются друг с другом, делаются крупнее. Облако темнеет, превращается в тучу. Вот уже капельки стали такие тяжёлые, что они не могут держаться в воздухе и начинают падать вниз. Из тучи идёт дождь.

— Можно, я расскажу про дождик в бане? — обращается один из учеников к учителю.

— Ну, расскажи.

— Я гостил у дяди в городе. Однажды мы пошли с ним в баню. Она была каменная. В бане мылось много народа. Вдруг с потолка на меня упала холодная капля, потом другая, третья. Я сначала подумал, что на потолке проходит труба с холодной водой и из неё капают эти капли. Посмотрел на потолок — никаких труб не видно, весь потолок покрыт каплями воды. Эти капли образовались из пара. Потолок холодный, пар охлаждается и оседает на нём в виде капелек. Когда капельки делаются больше, они не могут удержаться и падают вниз.

Учитель одобрил рассказ ученика, похвалил его за наблюдательность и правильное объяснение.

9.  З ад а н и е н а д о м . На дом предлагается задание прочитать из учебника статью «Облака и тучи», научиться её рассказывать и зарисовать опыт, который делали в классе.

Примерно по такому же плану приводится объяснительное чтение статей по естествознанию в 3 классе, если чтение сопровождается демонстрацией опыта. Опыт входит органически в вводную беседу учителя или же демонстрируется в связи с объяснением содержания статьи.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment