Тема . «Как я провёл праздник Октябрьской революции».
Ход 1-го урока:
1. Учитель сообщает классу тему сочинения и составляет с детьми план, например:
- 1. Утром дома,
- 2. На улице.
- 3. В школе.
- 4. На демонстрации.
- 5. Вечером.
- 6. На другой день.
Составляя план, учитель в беседе подробно выясняет, о чём дети должны писать в каждой части плана.
Так, например, записав на доске первую часть плана, указывает, что здесь надо рассказать о том, как готовились к празднику взрослые, что они говорили о празднике; потом — о том, как готовились к празднику дети. Записав на доске вторую часть плана, учитель предлагает детям рассказать в ней о том, какая была погода в день праздника, какой вид имела улица. В третьей части надо рассказать о том, как была украшена школа, как школьники и учителя собрались и пошли на демонстрацию и т. д.
2. Дети придумывают устные рассказы по составленному с учителем плану.
3. Учитель слушает рассказы детей, направляет их внимание на изложение того, в чём они были участниками или чему были свидетелями, исправляет их речь, записывает на доске удачные выражения, обращает внимание детей на слова, которые употребляются в переносном значении, и делают речь выразительной, например: погода хмурилась, улица оделась в праздничный наряд, звонкая песня разлилась по селу и т. д.
4. Затем дети списывают с доски план сочинения и записанные учителем слова и выражения.
5. На дом даётся задание — подготовить устные рассказы по плану.
2-й урок.
После проверки выполнения домашней работы дети самостоятельно пишут сочинение на тему «Как я провёл праздник Октябрьской революции».
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова