4 КЛАСС Подготовка к изложению рассказа „Смелые“

4 klass podgotovka k izlozheniyu rasskaza smelye Обучение в советской школе

Ход урока.

1.   В водная беседа . Прежде чем читать текст, учитель спрашивает детей, знают ли они, кто такие пограничники? («Пограничники — это бойцы Советской Армии, охраняющие границы нашего государства».)

«От кого они охраняют границы нашего государства?» («От врагов, которые могут проникнуть на нашу землю и принести вред нашему народу».)

2.   Чтение текста в целом учителем . Учитель медленно и выразительно читает текст один раз и спрашивает, о чём говорится в рассказе? («О том, как советские дети помогли пограничникам поймать шпионов».)

3.   Чтение текста по законченным частям и осмысление содержания каждой части.

а)   Учитель читает первую часть рассказа, кончая словами: «… и весело разговаривали».

Прочитав, предлагает вопросы: «О ком говорится в этой части рассказа? («О Сене и его сестре Маше».) Сколько лет им было? («Сене было одиннадцать лет, а Маше двенадцать».) Что о них говорится? («Однажды они пошли в лес за ягодами».) Куда они вышли, когда набрали ягод? («На лесную полянку».) Что они делали на полянке? («Они сели на мягкую травку и весело разговаривали».)

б)    Затем учитель читает вторую часть рассказа, кончая словами «… пробирались в сторону границы» и спрашивает детей: «Что вдруг послышалось в лесу? («Послышался слабый треск».) Как почувствовали себя дети и что они сделали? («Они испугались, быстро вскочили на ноги, спрятались за толстое дерево и стали наблюдать».) Почему слабый треск испугал детей? Почему они не убежали, если испугались? («Они жили на границе и знали, что если бы по лесу шёл свой, советский человек, то он не остерегался бы шума, слабый треск показывал, что кто-то чужой идёт тихонько, крадучись».) Почему же они испугались? («Враг, шпион мог бы их убить из опасения, что они расскажут о них пограничникам».) Почему же дети, испугавшись, всё-таки не убежали? («Они знали, что, живя на границе, нужно быть всегда настороже И не упустить шпиона, если он пробрался на нашу землю».) Что же они увидали? («Они увидали двух незнакомцев, которые осторожно пробирались в сторону границы».)

в) После этой беседы с детьми учитель читает третью часть рассказа, кончая словами «… стали расспрашивать о деревне, где он живёт», и также ставит перед детьми ряд вопросов: «Что подумала Маша о незнакомцах? («Маша подумала, что это шпионы».) Почему она так подумала? («Потому что на границе все люди знают друг друга, а это были незнакомые люди, и ещё потому, что они тихонько, крадучись, шли по лесу и направлялись в сторону границы».) Как они шли? Как об этом сказано в рассказе? («Они осторожно пробирались».) Как поступила Маша? («Она решила бежать в деревню и сказать о незнакомцах отцу, а Сене велела следить за ними».) Что сделал Сеня? («Он догнал незнакомцев и с плачем сказал, что заблудился и не может выйти из леса».) О чём разговаривали с ним незнакомцы? («Они расспрашивали его о деревне, где он живёт».) Зачем Сеня так поступил? («Чтобы задержать незнакомцев».) Как его можно за это назвать? («Догадливым и смелым: он догадался, как задержать незнакомцев, и не испугался их, хотя они могли его убить».)

4. Наконец учитель читает четвёртую часть рассказа (до конца) и спрашивает детей: «Что случилось дальше? («Вдруг послышался крик «Руки вверх! Это были отец детей и два пограничника с оружием в руках. Они окружили незнакомцев, которые действительно оказались шпионами».) Что сказали пограничники отцу и детям? («Пограничники поблагодарили отца за помощь, а Машу и Сеню за догадливость и смелость».) В чём выразилась догадливость Маши? В чём выразилась догадливость Сени? Почему рассказ называется «Смелые»?»

Далее дети под руководством учителя выясняют основную мысль (идею) рассказа, основное событие («Дети помогли задержать шпионов», «Честь и слава советским ребятам-патриотам»).

Затем дети устанавливают последовательность в ходе действия, излагая по порядку события, которыми рассказ начался, события, непосредственно предшествующие главным событиям рассказа, главные события и события, следующие за ними, заканчивающие рассказ.

Так выясняется внутренняя связь событий и их последовательность.

После этого составляется план рассказа. Дети указывают число частей и предлагают название для каждой части. Названия частей обсуждаются, учитель одобряет те названия, которые наиболее точно выражают основное содержание данной части и соответствуют основной идее рассказа. Названия частей могут быть, например, такими: 1. Отдых на лесной поляне. 2. Появление незнакомцев. 3. Находчивость детей. 4. Задержание шпионов.

В заключение проводится орфографическая подготовка к изложению: учитель выписывает на доске трудные для письма слова (разговаривали, вскочили, пробирались, шпионы, расспрашивать, рассказывать, поблагодарили и др.), разбирает их с детьми или просто обращает внимание детей на написание этих слов.

После разбора слова могут быть списаны в тетради.

2-й урок

Письмо изложения.

На втором уроке учащиеся выполняют работу письменно. Перед письмом учитель ещё раз читает рассказ в целом и предлагает детям в конце изложения выразить своё отношение к поступку Сени и Маши.

Дети выражают своё мнение, например, так: «Маша и Сеня были пионеры — пионер всем ребятам пример!», «Все ребята и взрослые любят и охраняют от врагов свою Родину», «Будьте и вы, ребята, смелыми!», «Есть в пограничной полосе неписаный закон: «мы знаем всё, мы знаем всех — кто ты, кто я, кто он!».

3 -й урок посвящается разбору детских изложений и работе над ошибками.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment