Ход урока.
2. Объяснительное чтение . После беседы дети открывают книги для чтения и читают весь текст рассказа «Купанье медвежат», сначала про себя, а затем одни из учеников читает его вслух.
Учитель спрашивает, о чём говорится в этом рассказе. («О том, как медведица купала медвежат».)
Прочитав рассказ в целом, дети читают его по частям.
Содержание каждой части осваивается детьми через беседу с учителем.
После чтения первой части, кончая словами: «…и влез на дерево», учитель спрашивает детей: «Где шёл охотник? Чего он испугался? Что он сделал?»
Учитель предлагает детям озаглавить эту часть («Встреча с медведицей»). Затем дети читают вторую часть, кончая словами: «… пока хорошенько не выполоскала его в воде». Детям предлагается ответить на вопросы: «Кто и куда вышел из чащи? Кто был с медведицей? Что сделала медведица?» Дети читают об этом в рассказе («Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку»).
Учитель спрашивает: «Почему сказано «схватила», а не «взяла»? Как она его «схватила»? («Зубами за шиворот».) Учитель предлагает посмотреть на картинке, как медведица держит медвежонка «за шиворот».
Далее дети объясняют, что значат слова: «давай окунать его в речку».
Учитель спрашивает: «Как вёл себя медвежонок?» — и предлагает прочитать об этом в книге («визжал и барахтался»).
«Посмотрите на картинку, — говорит учитель, — видно ли, что медвежонок визжал и барахтался? Когда медведица отпустила медвежонка? («Когда его хорошенько выполоскала».) Как назвать эту часть?» («Как медведица купала первого медвежонка».)
После чтения третьей части (кончая словами: «…как первого») учитель спрашивает детей: «Что сделал другой медвежонок?» — и предлагает прочитать об этом в книге. («Испугался холодной ванны и пустился удирать в лес».)
«Как лучше сказать, — спрашивает учитель: «пустился удирать в лес» или «побежал в лес?» Почему лучше сказать «пустился удирать»? Как поступила с ним медведица? Прочтите в книге. За что она его наказала? Как назвать эту часть?» («Как медведица купала второго медвежонка».)
Прочитав четвёртую часть до конца, дети отвечают на вопросы: «Как чувствовали себя медвежата после купанья? Почему они были довольны купаньем? Прочтите в книге. Где скрылись медведи после купанья? Что сделал охотник? Как назвать эту часть?» («После купанья».) Названия частей записываются на доске.
Затем дети с помощью учителя устанавливают более подробно, чем в плане, ход действия в рассказе (что после чего было), например так:
«Охотник шёл по берегу реки. Он услышал треск сучьев в лесу, испугался и залез на дерево.
Из лесу вышли медведица с медвежатами.
Медведица стала купать в речке одного медвежонка. Другой медвежонок испугался и пустился удирать в лес. Мать его поймала, наказала и тоже выкупала.
Медвежата были довольны купаньем. После купанья медведи ушли в лес. Охотник слез с дерева и пошёл домой».
3. Ор фографическая подгото вка . Перед письменным изложением нужно провести орфографический разбор некоторых слов, например: услышал, сучьев, из чащи, медведица (дети иногда пишут медведится, медведитца), медвежонок, схватила, за шиворот, окунать, визжал, барахтался, выполоскала — полощет, убирать, лохматых.
Слова: медведица, за шиворот, визжал, барахтался, выполоскала — написать на доске.
2-й урок
Письмо изложения.
Перед письмом изложения дети читают ещё раз рассказ в целом, затем убирают книги и приступают к письменному изложению.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова