3 КЛАСС подготовка к изложению (объяснительное чтение рассказа) рассказа "Купанье медвежат&quot

Ход урока.

1.    Вводная беседа. Учитель обращается к детям с вопросами: «Видел ли кто- нибудь из вас живого медведя? Кто видел его на картинке? Какой он? Где живёт?» и т. д. Учитель показывает изображение медведя на картинке (вывешивает картинку на стене или предлагает посмотреть иллюстрацию в книге).

2.    Объяснительное чтение . После беседы дети открывают книги для чтения и читают весь текст рассказа «Купанье медвежат», сначала про себя, а затем одни из учеников читает его вслух.

Учитель спрашивает, о чём говорится в этом рассказе. («О том, как медведица купала медвежат».)

Прочитав рассказ в целом, дети читают его по частям.

Содержание каждой части осваивается детьми через беседу с учителем.

После чтения первой части, кончая словами: «…и влез на дерево», учитель спрашивает детей: «Где шёл охотник? Чего он испугался? Что он сделал?»

Учитель предлагает детям озаглавить эту часть («Встреча с медведицей»). Затем дети читают вторую часть, кончая словами: «… пока хорошенько не выполоскала его в воде». Детям предлагается ответить на вопросы: «Кто и куда вышел из чащи? Кто был с медведицей? Что сделала медведица?» Дети читают об этом в рассказе («Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку»).

Учитель спрашивает: «Почему сказано «схватила», а не «взяла»? Как она его «схватила»? («Зубами за шиворот».) Учитель предлагает посмотреть на картинке, как медведица держит медвежонка «за шиворот».

Далее дети объясняют, что значат слова: «давай окунать его в речку».

Учитель спрашивает: «Как вёл себя медвежонок?» — и предлагает прочитать об этом в книге («визжал и барахтался»).

«Посмотрите на картинку, — говорит учитель, — видно ли, что медвежонок визжал и барахтался? Когда медведица отпустила медвежонка? («Когда его хорошенько выполоскала».) Как назвать эту часть?» («Как медведица купала первого медвежонка».)

После чтения третьей части (кончая словами: «…как первого») учитель спрашивает детей: «Что сделал другой медвежонок?» — и предлагает прочитать об этом в книге. («Испугался холодной ванны и пустился удирать в лес».)

«Как лучше сказать, — спрашивает учитель: «пустился удирать в лес» или «побежал в лес?» Почему лучше сказать «пустился удирать»? Как поступила с ним медведица? Прочтите в книге. За что она его наказала? Как назвать эту часть?» («Как медведица купала второго медвежонка».)

Прочитав четвёртую часть до конца, дети отвечают на вопросы: «Как чувствовали себя медвежата после купанья? Почему они были довольны купаньем? Прочтите в книге. Где скрылись медведи после купанья? Что сделал охотник? Как назвать эту часть?» («После купанья».) Названия частей записываются на доске.

Затем дети с помощью учителя устанавливают более подробно, чем в плане, ход действия в рассказе (что после чего было), например так:

«Охотник шёл по берегу реки. Он услышал треск сучьев в лесу, испугался и залез на дерево.

Из лесу вышли медведица с медвежатами.

Медведица стала купать в речке одного медвежонка. Другой медвежонок испугался и пустился удирать в лес. Мать его поймала, наказала и тоже выкупала.

Медвежата были довольны купаньем. После купанья медведи ушли в лес. Охотник слез с дерева и пошёл домой».

3.   Ор фографическая подгото вка . Перед письменным изложением нужно провести орфографический разбор некоторых слов, например: услышал, сучьев, из чащи, медведица (дети иногда пишут медведится, медведитца), медвежонок, схватила, за шиворот, окунать, визжал, барахтался, выполоскала — полощет, убирать, лохматых.

Слова: медведица, за шиворот, визжал, барахтался, выполоскала — написать на доске.

2-й урок

Письмо изложения.

Перед письмом изложения дети читают ещё раз рассказ в целом, затем убирают книги и приступают к письменному изложению.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment